К основному контенту

Как учиться и можно ли этому научиться?


Начало учебного года. Традиционный День Знаний. Школьники, которые только начинают или те, которые уже не без усилий продолжают получать новые знания. Студенты тоже. И самое главное - взрослые. Начало сентября такой месяц, когда в воздухе витает запах учебников, пыльной библиотеки и новых тетрадок. Там же, в воздухе, витает и мысль: "И мне пора бы тоже за парту... Пусть даже за виртуальную...". Ведь обучение теперь должно быть в течении всей жизни и если все вокруг учатся, то отставать точно нельзя.

В последнем предложении была только доля сарказма. Обучение и правда теперь часть жизни. Один раз научиться и только на этом жить всю жизнь больше не получится. И все действительно вокруг учатся и многие даже делают это правильно. Сарказм лишь в том, что учиться нужно потому, что вам это нужно и это сделает вашу жизнь лучше. Мода тут не поможет.

Обучение может происходить только в том случае, если знания вам правда нужны и вы с ними можете что-то сделать, можете ими пользоваться. Тема может быть острой, очень актуальной и важной, но если завтра вы не сможете ей пользоваться, обучение не произойдет. Физически ничего не прилипнет и не останется. Обучение будет только в контексте. Потому что контекст для мозга - это способ и место хранение. И пока этого места нет, он ничего сохранять не будет. Положить некуда.

Обучение будет происходить только при наличии практики. Это второе условие мозга и физики обучения. Запомнить что-то можно только тогда, когда есть процесс забывания и вспоминания, то есть - извлечения. Если новая информация пришла, но потом ее никто не берет и ей не пользуются, ее выкинут. Так работает мозг.

Ваша история и ваш контекст

Отсюда первый метод эффективного обучения: изучайте то, у чего есть ваш персональный контекст и возможность практики. Практикой может быть даже общение с друзьями. Или же дальнейшее изучение чего-то более сложного и глубокого. Может быть вы пройдете курс по истории искусств, чтобы говорить об этом с друзьями. Или потому, что идете в музей и там сможете в живую увидеть то, о чем говорили в курсе.

Прежде, чем потратить деньги и время, спросите себя:

  • Почему я хочу это изучать? Как это вписывается в мою жизнь? (Это контекст)
  • Как я смогу применять и практиковать то, что я изучил? (Это практика)

И только потом действуйте.

Тут справедливо напрашивается вопрос - а как же быть корпоративным слушателям, у которых далеко не всегда есть выбор? Внутри компании темы обучения диктуются потребностями бизнеса и часто могут не совпадать с желаниями сотрудников. И как быть?

За свое обучение мы всегда отвечаем сами. Никто не может научить, если ты не хочешь научиться. Потому что перелить знания из одной емкости (головы) в другую емкость (голову) нельзя. Либо человек начинает думать и воспринимать, либо все идет мимо. Так вот в корпоративном обучении задача слушателя самостоятельно для себя найти смысл, контекст и способ применения. Иногда авторы и разработчики нам в этом сильно помогают, когда в самом начале курса рассказывают зачем этот курс и что нужно будет сделать с тем, что у него внутри.

Что же делать корпоративным слушателям?

  • Не пропускать начало курсов и тренингов. И не просто не пропускать, но внимательно читать и слушать цели и задачи и тщательно переносить их на свои задачи и свою жизнь. Не идти дальше, пока нет понимания, что именно с этим делать.
  • Если про курс совсем ничего не сказано авторами или же то, что есть, вам не близко и не понятно, пробуем задать себе несколько вопросов:
    • Как я могу использовать информацию этого курса в своей жизни? В работе, за ее пределами?
    • Что из изучаемого я могу уже завтра начать применять? Как и где?

Такой подход называется созданием собственного контекста или своей истории. Нам нужны истории, потому это наш основной способ мышления и восприятия. И нам нужно предсказывать будущее, потому что именно этим наш мозг почти постоянно занят. А потому, чтобы найти место новым знаниями в нашей жизни, нам нужно такую историю себе создать и понять, что делать с тем, что вы изучаете.

И важно дать себе установку, что все изучаемое на работе имеет смысл. Сопротивление любой теме, попытка думать, что вам это не нужно и кто вообще придумал такое обучение - все это создаст обязательный барьер восприятия. Мозг не хочет тратить ресурсы на то, что не нужно и на то, что тратит слишком много энергии.

Ваше время

Следующий фактор успеха в обучении - это план. Обучение не может находится в воздухе и питаться только тем временем, которое осталось от других задач. Ему нужно место и время. Свое собственное. Как только обучения нет в вашем жизненном графике оно начинает растворятся в пространстве. И вот уже магическим образом прошло 1,5 месяца с момента покупки курса, а вам казалось.

С точки зрения планирования обучения лучше всего отдавать предпочтение тем курсам, у которых есть точный график и распорядок. А также ведущий и группа, которые будут вас подталкивать к тому, чтобы все было своевременно. Перед которыми может быть стыдно за не сделанную домашку. Очное обучение в этой части сильно выигрывает, потому что оно идет один раз, повторить его в записи не получится и мы почти всегда пойдем, особенно если заплатили.

Онлайн обучение таит в себе много опасностей и ловушек планирования. Если есть запись, нам кажется, что мы ее потом обязательно посмотрим. А потому можно на синхронное занятие не идти. Оно, онлайн обучение, всегда под руками и кажется, что у нас есть очень много времени возможности для обучения. И у него очень много конкурентов. Stories в Инстаграмме, лента Фейсбука, ответы на сообщения - все это сражается за ваше внимание. И чаще всего побеждает. Потому что для эффективного онлайн обучения нужно и очень жесткое планирование и дисциплина.

Итак:

  • Обучение должно запланировано. На конкретный день, на конкретное время.
  • На заданное время время это должно быть основной задачей. Без попыток слушать вебинар и отвечать на рабочую почту.
  • Все, что может вас отвлекать, нужно убрать, выключить и поставить на mute. Для бегающих мыслей и идей купить новое покрывало или ракетку для тенниса оставить чистый лист, на которым можно все быстро записать и сделать потом.
  • Обучение должно быть регулярным. Сложнее всего учиться, если вы каждый раз беретесь снова, с большими перерывами. Лучше хотя бы по 15-20 минут через день или пару раз в неделю. Более того, получите плюсы интервального обучения.

Дальше вопрос остается только в том, чтобы найти оптимальный процесс обучения. Например, для меня это записать, рассказать или написать кому-то про то, что изучила, и начать пробовать применять. Иногда применение будет просто обсуждением кейсов, в которых можно тот или иной инструмент задействовать. Ментальные упражнения. Запись всегда только от руки. Если я печатаю заметки, запоминаю я их хуже. Для меня также важен формат. Самый эффективный: текст, лучше книга. Читать, подчеркивать (обязательно), заметки на полях (книги почти все бумажные). И потом писать, говорить, обсуждать. Мне из каждой книги нужно обязательно сделать общие выводы, системно записать все то, что мне показалось важным.

Подходы разные. Но свой нужно найти. И пользоваться им вне зависимости от того, личное это обучение или рабочее. Можно пробовать техники запоминания, про которые пишут книги и статьи, можно пробовать разные методы скорочтения и чтения в принципе. Главное найти то, что работает для вас лично, для вашего характера, склада ума и памяти. Чаще всего искать это все нужно в школе и в институте, где обучение было вашей основной деятельностью.

Если рассказать длинную историю коротко, то получается, что единственный фактор успешного обучения - это контекст. Он должен быть вашим, понятным и близким. Как только вы создали историю, в которой у обучения есть роль и смысл, учиться будет намного проще. Как минимум, не нужно будет себя заставлять. Дальше нужно только время и тот способ, который именно вам подходит. Но главное - научиться создавать свою историю.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...