Начало учебного года. Традиционный День Знаний. Школьники, которые только начинают или те, которые уже не без усилий продолжают получать новые знания. Студенты тоже. И самое главное - взрослые. Начало сентября такой месяц, когда в воздухе витает запах учебников, пыльной библиотеки и новых тетрадок. Там же, в воздухе, витает и мысль: "И мне пора бы тоже за парту... Пусть даже за виртуальную...". Ведь обучение теперь должно быть в течении всей жизни и если все вокруг учатся, то отставать точно нельзя.
В последнем предложении была только доля сарказма. Обучение и правда теперь часть жизни. Один раз научиться и только на этом жить всю жизнь больше не получится. И все действительно вокруг учатся и многие даже делают это правильно. Сарказм лишь в том, что учиться нужно потому, что вам это нужно и это сделает вашу жизнь лучше. Мода тут не поможет.
Обучение может происходить только в том случае, если знания вам правда нужны и вы с ними можете что-то сделать, можете ими пользоваться. Тема может быть острой, очень актуальной и важной, но если завтра вы не сможете ей пользоваться, обучение не произойдет. Физически ничего не прилипнет и не останется. Обучение будет только в контексте. Потому что контекст для мозга - это способ и место хранение. И пока этого места нет, он ничего сохранять не будет. Положить некуда.
Обучение будет происходить только при наличии практики. Это второе условие мозга и физики обучения. Запомнить что-то можно только тогда, когда есть процесс забывания и вспоминания, то есть - извлечения. Если новая информация пришла, но потом ее никто не берет и ей не пользуются, ее выкинут. Так работает мозг.
Ваша история и ваш контекст
Отсюда первый метод эффективного обучения: изучайте то, у чего есть ваш персональный контекст и возможность практики. Практикой может быть даже общение с друзьями. Или же дальнейшее изучение чего-то более сложного и глубокого. Может быть вы пройдете курс по истории искусств, чтобы говорить об этом с друзьями. Или потому, что идете в музей и там сможете в живую увидеть то, о чем говорили в курсе.
Прежде, чем потратить деньги и время, спросите себя:
- Почему я хочу это изучать? Как это вписывается в мою жизнь? (Это контекст)
- Как я смогу применять и практиковать то, что я изучил? (Это практика)
И только потом действуйте.
Тут справедливо напрашивается вопрос - а как же быть корпоративным слушателям, у которых далеко не всегда есть выбор? Внутри компании темы обучения диктуются потребностями бизнеса и часто могут не совпадать с желаниями сотрудников. И как быть?
За свое обучение мы всегда отвечаем сами. Никто не может научить, если ты не хочешь научиться. Потому что перелить знания из одной емкости (головы) в другую емкость (голову) нельзя. Либо человек начинает думать и воспринимать, либо все идет мимо. Так вот в корпоративном обучении задача слушателя самостоятельно для себя найти смысл, контекст и способ применения. Иногда авторы и разработчики нам в этом сильно помогают, когда в самом начале курса рассказывают зачем этот курс и что нужно будет сделать с тем, что у него внутри.
Что же делать корпоративным слушателям?
- Не пропускать начало курсов и тренингов. И не просто не пропускать, но внимательно читать и слушать цели и задачи и тщательно переносить их на свои задачи и свою жизнь. Не идти дальше, пока нет понимания, что именно с этим делать.
- Если про курс совсем ничего не сказано авторами или же то, что есть, вам не близко и не понятно, пробуем задать себе несколько вопросов:
- Как я могу использовать информацию этого курса в своей жизни? В работе, за ее пределами?
- Что из изучаемого я могу уже завтра начать применять? Как и где?
Такой подход называется созданием собственного контекста или своей истории. Нам нужны истории, потому это наш основной способ мышления и восприятия. И нам нужно предсказывать будущее, потому что именно этим наш мозг почти постоянно занят. А потому, чтобы найти место новым знаниями в нашей жизни, нам нужно такую историю себе создать и понять, что делать с тем, что вы изучаете.
И важно дать себе установку, что все изучаемое на работе имеет смысл. Сопротивление любой теме, попытка думать, что вам это не нужно и кто вообще придумал такое обучение - все это создаст обязательный барьер восприятия. Мозг не хочет тратить ресурсы на то, что не нужно и на то, что тратит слишком много энергии.
Ваше время
Следующий фактор успеха в обучении - это план. Обучение не может находится в воздухе и питаться только тем временем, которое осталось от других задач. Ему нужно место и время. Свое собственное. Как только обучения нет в вашем жизненном графике оно начинает растворятся в пространстве. И вот уже магическим образом прошло 1,5 месяца с момента покупки курса, а вам казалось.
С точки зрения планирования обучения лучше всего отдавать предпочтение тем курсам, у которых есть точный график и распорядок. А также ведущий и группа, которые будут вас подталкивать к тому, чтобы все было своевременно. Перед которыми может быть стыдно за не сделанную домашку. Очное обучение в этой части сильно выигрывает, потому что оно идет один раз, повторить его в записи не получится и мы почти всегда пойдем, особенно если заплатили.
Онлайн обучение таит в себе много опасностей и ловушек планирования. Если есть запись, нам кажется, что мы ее потом обязательно посмотрим. А потому можно на синхронное занятие не идти. Оно, онлайн обучение, всегда под руками и кажется, что у нас есть очень много времени возможности для обучения. И у него очень много конкурентов. Stories в Инстаграмме, лента Фейсбука, ответы на сообщения - все это сражается за ваше внимание. И чаще всего побеждает. Потому что для эффективного онлайн обучения нужно и очень жесткое планирование и дисциплина.
Итак:
- Обучение должно запланировано. На конкретный день, на конкретное время.
- На заданное время время это должно быть основной задачей. Без попыток слушать вебинар и отвечать на рабочую почту.
- Все, что может вас отвлекать, нужно убрать, выключить и поставить на mute. Для бегающих мыслей и идей купить новое покрывало или ракетку для тенниса оставить чистый лист, на которым можно все быстро записать и сделать потом.
- Обучение должно быть регулярным. Сложнее всего учиться, если вы каждый раз беретесь снова, с большими перерывами. Лучше хотя бы по 15-20 минут через день или пару раз в неделю. Более того, получите плюсы интервального обучения.
Дальше вопрос остается только в том, чтобы найти оптимальный процесс обучения. Например, для меня это записать, рассказать или написать кому-то про то, что изучила, и начать пробовать применять. Иногда применение будет просто обсуждением кейсов, в которых можно тот или иной инструмент задействовать. Ментальные упражнения. Запись всегда только от руки. Если я печатаю заметки, запоминаю я их хуже. Для меня также важен формат. Самый эффективный: текст, лучше книга. Читать, подчеркивать (обязательно), заметки на полях (книги почти все бумажные). И потом писать, говорить, обсуждать. Мне из каждой книги нужно обязательно сделать общие выводы, системно записать все то, что мне показалось важным.
Подходы разные. Но свой нужно найти. И пользоваться им вне зависимости от того, личное это обучение или рабочее. Можно пробовать техники запоминания, про которые пишут книги и статьи, можно пробовать разные методы скорочтения и чтения в принципе. Главное найти то, что работает для вас лично, для вашего характера, склада ума и памяти. Чаще всего искать это все нужно в школе и в институте, где обучение было вашей основной деятельностью.
Если рассказать длинную историю коротко, то получается, что единственный фактор успешного обучения - это контекст. Он должен быть вашим, понятным и близким. Как только вы создали историю, в которой у обучения есть роль и смысл, учиться будет намного проще. Как минимум, не нужно будет себя заставлять. Дальше нужно только время и тот способ, который именно вам подходит. Но главное - научиться создавать свою историю.
Комментарии