К основному контенту

Как учиться и можно ли этому научиться?


Начало учебного года. Традиционный День Знаний. Школьники, которые только начинают или те, которые уже не без усилий продолжают получать новые знания. Студенты тоже. И самое главное - взрослые. Начало сентября такой месяц, когда в воздухе витает запах учебников, пыльной библиотеки и новых тетрадок. Там же, в воздухе, витает и мысль: "И мне пора бы тоже за парту... Пусть даже за виртуальную...". Ведь обучение теперь должно быть в течении всей жизни и если все вокруг учатся, то отставать точно нельзя.

В последнем предложении была только доля сарказма. Обучение и правда теперь часть жизни. Один раз научиться и только на этом жить всю жизнь больше не получится. И все действительно вокруг учатся и многие даже делают это правильно. Сарказм лишь в том, что учиться нужно потому, что вам это нужно и это сделает вашу жизнь лучше. Мода тут не поможет.

Обучение может происходить только в том случае, если знания вам правда нужны и вы с ними можете что-то сделать, можете ими пользоваться. Тема может быть острой, очень актуальной и важной, но если завтра вы не сможете ей пользоваться, обучение не произойдет. Физически ничего не прилипнет и не останется. Обучение будет только в контексте. Потому что контекст для мозга - это способ и место хранение. И пока этого места нет, он ничего сохранять не будет. Положить некуда.

Обучение будет происходить только при наличии практики. Это второе условие мозга и физики обучения. Запомнить что-то можно только тогда, когда есть процесс забывания и вспоминания, то есть - извлечения. Если новая информация пришла, но потом ее никто не берет и ей не пользуются, ее выкинут. Так работает мозг.

Ваша история и ваш контекст

Отсюда первый метод эффективного обучения: изучайте то, у чего есть ваш персональный контекст и возможность практики. Практикой может быть даже общение с друзьями. Или же дальнейшее изучение чего-то более сложного и глубокого. Может быть вы пройдете курс по истории искусств, чтобы говорить об этом с друзьями. Или потому, что идете в музей и там сможете в живую увидеть то, о чем говорили в курсе.

Прежде, чем потратить деньги и время, спросите себя:

  • Почему я хочу это изучать? Как это вписывается в мою жизнь? (Это контекст)
  • Как я смогу применять и практиковать то, что я изучил? (Это практика)

И только потом действуйте.

Тут справедливо напрашивается вопрос - а как же быть корпоративным слушателям, у которых далеко не всегда есть выбор? Внутри компании темы обучения диктуются потребностями бизнеса и часто могут не совпадать с желаниями сотрудников. И как быть?

За свое обучение мы всегда отвечаем сами. Никто не может научить, если ты не хочешь научиться. Потому что перелить знания из одной емкости (головы) в другую емкость (голову) нельзя. Либо человек начинает думать и воспринимать, либо все идет мимо. Так вот в корпоративном обучении задача слушателя самостоятельно для себя найти смысл, контекст и способ применения. Иногда авторы и разработчики нам в этом сильно помогают, когда в самом начале курса рассказывают зачем этот курс и что нужно будет сделать с тем, что у него внутри.

Что же делать корпоративным слушателям?

  • Не пропускать начало курсов и тренингов. И не просто не пропускать, но внимательно читать и слушать цели и задачи и тщательно переносить их на свои задачи и свою жизнь. Не идти дальше, пока нет понимания, что именно с этим делать.
  • Если про курс совсем ничего не сказано авторами или же то, что есть, вам не близко и не понятно, пробуем задать себе несколько вопросов:
    • Как я могу использовать информацию этого курса в своей жизни? В работе, за ее пределами?
    • Что из изучаемого я могу уже завтра начать применять? Как и где?

Такой подход называется созданием собственного контекста или своей истории. Нам нужны истории, потому это наш основной способ мышления и восприятия. И нам нужно предсказывать будущее, потому что именно этим наш мозг почти постоянно занят. А потому, чтобы найти место новым знаниями в нашей жизни, нам нужно такую историю себе создать и понять, что делать с тем, что вы изучаете.

И важно дать себе установку, что все изучаемое на работе имеет смысл. Сопротивление любой теме, попытка думать, что вам это не нужно и кто вообще придумал такое обучение - все это создаст обязательный барьер восприятия. Мозг не хочет тратить ресурсы на то, что не нужно и на то, что тратит слишком много энергии.

Ваше время

Следующий фактор успеха в обучении - это план. Обучение не может находится в воздухе и питаться только тем временем, которое осталось от других задач. Ему нужно место и время. Свое собственное. Как только обучения нет в вашем жизненном графике оно начинает растворятся в пространстве. И вот уже магическим образом прошло 1,5 месяца с момента покупки курса, а вам казалось.

С точки зрения планирования обучения лучше всего отдавать предпочтение тем курсам, у которых есть точный график и распорядок. А также ведущий и группа, которые будут вас подталкивать к тому, чтобы все было своевременно. Перед которыми может быть стыдно за не сделанную домашку. Очное обучение в этой части сильно выигрывает, потому что оно идет один раз, повторить его в записи не получится и мы почти всегда пойдем, особенно если заплатили.

Онлайн обучение таит в себе много опасностей и ловушек планирования. Если есть запись, нам кажется, что мы ее потом обязательно посмотрим. А потому можно на синхронное занятие не идти. Оно, онлайн обучение, всегда под руками и кажется, что у нас есть очень много времени возможности для обучения. И у него очень много конкурентов. Stories в Инстаграмме, лента Фейсбука, ответы на сообщения - все это сражается за ваше внимание. И чаще всего побеждает. Потому что для эффективного онлайн обучения нужно и очень жесткое планирование и дисциплина.

Итак:

  • Обучение должно запланировано. На конкретный день, на конкретное время.
  • На заданное время время это должно быть основной задачей. Без попыток слушать вебинар и отвечать на рабочую почту.
  • Все, что может вас отвлекать, нужно убрать, выключить и поставить на mute. Для бегающих мыслей и идей купить новое покрывало или ракетку для тенниса оставить чистый лист, на которым можно все быстро записать и сделать потом.
  • Обучение должно быть регулярным. Сложнее всего учиться, если вы каждый раз беретесь снова, с большими перерывами. Лучше хотя бы по 15-20 минут через день или пару раз в неделю. Более того, получите плюсы интервального обучения.

Дальше вопрос остается только в том, чтобы найти оптимальный процесс обучения. Например, для меня это записать, рассказать или написать кому-то про то, что изучила, и начать пробовать применять. Иногда применение будет просто обсуждением кейсов, в которых можно тот или иной инструмент задействовать. Ментальные упражнения. Запись всегда только от руки. Если я печатаю заметки, запоминаю я их хуже. Для меня также важен формат. Самый эффективный: текст, лучше книга. Читать, подчеркивать (обязательно), заметки на полях (книги почти все бумажные). И потом писать, говорить, обсуждать. Мне из каждой книги нужно обязательно сделать общие выводы, системно записать все то, что мне показалось важным.

Подходы разные. Но свой нужно найти. И пользоваться им вне зависимости от того, личное это обучение или рабочее. Можно пробовать техники запоминания, про которые пишут книги и статьи, можно пробовать разные методы скорочтения и чтения в принципе. Главное найти то, что работает для вас лично, для вашего характера, склада ума и памяти. Чаще всего искать это все нужно в школе и в институте, где обучение было вашей основной деятельностью.

Если рассказать длинную историю коротко, то получается, что единственный фактор успешного обучения - это контекст. Он должен быть вашим, понятным и близким. Как только вы создали историю, в которой у обучения есть роль и смысл, учиться будет намного проще. Как минимум, не нужно будет себя заставлять. Дальше нужно только время и тот способ, который именно вам подходит. Но главное - научиться создавать свою историю.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела