Обучение - процесс для человека взрослого сложный. До определенного момента, пока не закончилась школа, у нас нет выбора и получение знаний является основной деятельностью. Потом появляются альтернативные дела, иногда более важные, иногда более интересные. И даже хорошо понимая, что обучение, особенно профессиональное, может дать очень многое, мы все равно делаем что-то другое. Сознательно или нет, но делаем. Это всегда связывали с мотивацией и там искали инструменты. Но мотивация может быть, а обучение все равно не произойдет. Потому что человек - нерационален.
Мы можем убеждать, приводить веские и рациональные доводы. Можем пугать. И с нами даже согласятся. Но в какой-то момент все идет совсем не плану и мы видим, что даже качественные учебные материалы не дают того результата, который планировался. Обучение могут просто пропускать, бросать и не проходить. Но что еще важнее - все изученное может уходить в песок и не оставлять никакого следа. Потому что применять новое - менять то, что есть сейчас. А status quo человек менять не хочет.
Вот тут самое время подтолкнуть. Не убеждать, не искать правильные слова и не развлекать. А создать условия, в которых человек сделает правильный выбор. Авторы той книги, про которую я говорила в начале, так и называют тех, кто занимается подталкиванием - архитектор выбора. Он создает ту самую систему, попадая в которую человек идет постепенно к нужному действию. И толки, конечно, будут уникальными для каждой компании. Потому что условия разные, среда разная. Но люди - одинаковые. А потому есть несколько общих инструментов, которые могут помочь.
Дефолтные значения. Сейчас маркетологи так часто делают - галочка подписки уже включена, чтобы отказаться, нужно выключить. Это называют опция opt-in. В обучении этот будут автоматические зачисления на курсы - никаких движений от слушателя, максимально простой доступ к информации, единая авторизация (не нужно в СДО пароль вводить). То есть делаем так, чтобы обучение было на расстоянии одного клика. Создание траектории обучения из нескольких курсов, например на несколько месяцев вперед, тоже работает как дефолтное значение. Путь уже есть, он понятен, остается только идти к цели.
Сюда же можно отнести еще такой прием, как отправка в календарь задачи/встречи на обучение. По сути - бронируем время сразу и напоминаем, что это нужно сделать. Понимая, что обучение проходит в рабочее время, мы под него сразу выделяем время. Да, слушатель может перенести его, но событие уже есть и о себе напомнит.
И здесь же можно использовать толчок "четкие инструкции". Как раз про траектории и путь обучения, которые описаны выше - это набор понятных действий, которые нужно выполнить. Чем понятнее задача, тем меньше сомнений и пространства для выбора. Чем меньше выбор, тем быстрее приступают к задаче и меньше выбирают. Отсутствие инструкций по сути - выбор варианта выполнения задачи. Это свобода, но не многие могут есть правильно воспользоваться. Проблема выбора связана с тем, что не у всех есть критерии и фильтры для выбора, то есть не понятно, какой вариант правильный. Это срабатывает в больших каталогов курсов, в которых нужно самостоятельно себе что-то выбрать. Зачастую уверенного понимания, что именно мне нужно нет. Может даже не быть правильного поискового запроса (я могу понимать, что ничего не успеваю, но при этом не знать, что поможет мне курс по управлению временем, а потому я не смогу его найти).
Толчок к правильному выбору будет в виде ответов на вопросы, которые система переведет в список нужных курсов и сразу мне их назначит. Или снова траектории, в которые заложено все, что мне нужно. Четкие инструкции сужают выбор и помогают делать то, что сделать нужно.
К слову сказать, именно через четкие, простые и понятные инструкции пользователей подталкивают к использованию самых разных ИТ-систем. Как только человек открывает какой-то интерфейс и не понимает, что именно нужно сделать, чтобы решить свою задачу, появляются страхи и дискомфорт разного рода. Эмоции, которые мешают спокойно разбираться и действовать. Как только все понятно, все получается и система становится более привлекательной и ценной, потому что она позволила сделать то, что для меня важно.
"Эффект толпы" - толчок про наше желание быть частью сообщества. Это свойственно любому человеку, потому что мы всегда жили в общинах и выход из общины равносилен смерти. Какая-то толпа нам обязательно нужна. На эффекте толпы работают все рекомендательные сервисы, которые показывают отзывы об отелях и ресторан, книгах и товаров. Потому что мнение окружающих имеет значение. В обучении можно использовать несколько приемов:
- показывать количество людей, которые прошли то обучение, которое слушателю предлагается. И может быть даже выделять близких коллег (это сегодня нормальная автоматизация уже позволяет сделать);
- представлять живые отзывы на тренинги и курсы, особенно хорошо - в видео. Чтобы можно было увидеть живого человека. Но тут важно, чтобы отзыв был не о том, как хорошо все прошло и какие красивые картинки, а о том, что я теперь могу делать, как у меня все получается. Немного зависти не помешает - мы не хотим отставать и выделяться из толпы;
- клубы и сообщества по интересам, в которые можно попасть только пройдя обучение. Это работает на принадлежность с одной стороны, а другой - дает социальный контакт, которого в учебных процессах часто сегодня не хватает.
Толчок немного с другой стороны - моментальная обратная связь. Вы загрузили файл и система вам говорит, что файл на месте, все получилось. Системы, в которых такого подтверждения нет, очень раздражают - не понятно, сработало или нет. В обучении это будет подтверждения получения навыка - "Теперь вы можете использовать такие-то инструменты". Потому что как раз этого часто не хватает - подтверждения того, что мое обучение успешно. Конечно, хорошо бы такую ОС давать уже в рабочем процессе. Прошел обучение, начал применять, прилетает подтверждение - все хорошо, ты все делаешь правильно. Отсутствие обратной связи формируют почву для сомнений, потому что человек не всегда может понять, все ли он так делает и то ли это, что от него требовалось. Это угроза мотивации.
Правильный момент тоже работает как толчок. И важно любой толчок осуществить своевременно.
- Важно правильно подобрать момент для обучения. Тут нужно делать анализ момента потребности в знаниях. Чем ближе к моменту, тем лучше будет восприниматься. Например, ссылка на курс может быть встроена во внутрь или где-то рядом со сложной формой отчета. Человеку нужно отчет заполнять, он не понимает как делать (момент потребности), нажимает кнопку про обучение и получает то, что ему нужно в тот момент, когда ему нужно. Принцип организации хорошего help в программах. Или, например, компания выводит новый продукт и нужно продавцов научить работать с ним. Обычно сначала обучение приходит, а потом все остальное. Лучше сначала прислать информацию о том, что есть продукт и начинаем работать. Люди поймут, что не знают как и с чем. По сути - создали момент потребности. И следом - обучение.
- Момент толчка тоже имеет значение. Например, мы хотим в качестве инструмента для подталкивания использовать мобильное приложение, которое отправляет уведомления. Идея хорошая в целом, потому что обучение становится для пользователя более заметны. Но если приложение отправляет уведомления в 7 вечера, когда человек готовит ужин, то его скорее всего проигнорируют, а к моменту, когда будет время что-то изучить - забудут, что уведомление было. Не нужно настаивать на обучении в высокий сезон, в любой стрессовый для сотрудников момент.
Последний толчок - упрощение. И хотя я сама сторонник обучения сложного, которое заставляет думать и задумываться, которое не упрощает все до веселых картонок, некоторое упрощение все-таки требуется. А именно упрощение первичного восприятия материала. Когда перед слушателем появляется материал новый и сложный, он всегда будет вызывать страх. Не смогу, не освою, не получится, не понятно. Чем сильнее будет этот страх, тем сложнее будет подступиться к обучению. Очень часто отпугивают именно потенциальные усилия, которые нужно будет приложить. Это у детей часто можно наблюдать - они отказываются что-то делать еще до того, как попробовали, потому что им кажется, что сложно. Потом пробуют и получается и они радуются. Взрослые могут до шага "попробовать" не дойти.
Проектируя толчки нужно хорошо понимать, куда именно нужно толкнуть и куда люди должный прийти в итоге. Просто к обучению толкать нельзя, потому что это не цель. Цель - применение знаний. Зачастую нужно подталкивать к новым действиям и поведению, а обучение будет транспортом для перемещения в нужную точку.
Комментарии