К основному контенту

Что такое обучение или почему нужно расширять области применения материала

Пост можно пометить тегом #размышления_по_пятницам (которые опубликовались только во вторник). Последнее время очень часто задумываюсь, что такое обучение и может ли оно быть сконцентрировано на какой-то одной теме? И будет ли обучением на самом деле изучение одного курса по одной задаче или теме?

Для начала - наблюдения за собой. Когда в руки попадается интересная книга (сейчас не про художественные), мысли из нее я разбираю для разных задач. Что-то для развития компании, что-то для методологии обучения, что-то для себя лично. Даже если книга на самом деле на одну тему, она способна развивать сразу несколько направлений, стимулировать мышление по разным вопросам. Однобокие книги редко бывают интересными.

На этой идее строится все техника проработки в обучении. Когда каждая новая информация привязывается к самым разным аспектам жизни и к тем знаниям, которые уже есть. Если взять пресловутое управление временем, то его нельзя изучать только в контексте "успевайте все на работе". Его нужно привязать и семейным делам, и к личными, и к поездкам и вообще ко всему, что применимо.

Но в корпоративном обучение и вообще в обучении взрослых реализовать такую задачу почти невозможно, потому что мы не можем в одном тренинге привести так много примеров и контекстов, чтобы хватило всем и было понятно каждому. Какие-то ключевые примеры можем рассказать, но точно не личные и не все. Но ведь в книге нет примеров идентичных моим. Получается, что на самом деле мы должны переложить ответственность на слушателя, потому что никто кроме него это сделать не может.

Нельзя научить. Можно только научиться. Мы можем делать все, что возможно и невозможно, но если человек не хочет ничего воспринимать и менять в своей жизни, то результата не будет. Вода, конечно, камень точит, но времени на это может уйти очень много.

В этот момент хочется разобраться с тем, что же такое обучение на самом деле. Мне всегда нравилось определение Джона Дьюи, американского философа и педагога: "Обучение это эмоциональное, интеллектуальное, моральное и духовное развитие в течении всей жизни человека". Если внимательно читать Дьюи, то получается, что обучение это постоянный процесс изучения самих себя и мира вокруг нас.

Это процесс постоянный. И не может быть только внутри одной темы существовать. Новые знания должны развивать с разных сторон. Курс по работе может помочь стать лучше в роди отца, мужа, друга или в какой-то еще роли. Любая книга, даже роман, может дать что-то и для работы и для исследований.

Что с этим делать на практике? Нужно помогать учиться правильно. Не поворачивать тему строго в одну сторону. Может быть примеров не будет столько же, сколько слушателей и их жизненных ситуаций, но пусть они будут разные и не только рабочие. Это не только дает возможность развития, но и помогает нам с точки зрения эффективности. Может быть, человек начнет применять рабочий материал сначала в личной жизни, поверит в него и потом перенесет в рабочую практику. Это точно лучше, чем обучение, которое прошло мимо.

Это более широкие смыслы обучения. Хороший пример такого материала - американская бизнес-литература. Большинство известных авторов таких книг не пишут только про бизнес, они пишут про жизнь. И из материала делают выводы в самые разные стороны. Тема получается объемной, о ней просто думать и просто искать свое направление для развития. Когда тема плоская и она, как часто бывает, не зашла сразу, очень сложно ее вытянуть. Это уже барьер, который нужно преодолевать, потому что возникает сопротивление. Это всегда дополнительные затраты со всех сторон.

Итог пятничного рассуждения простой - нужно создавать материалы для обучения объемными и многомерными. Смотреть на то, как человек сможет знаниями пользоваться не только в работе, но во всех остальных аспектах жизни. Тогда обучение будет обучением - про эмоции, про рост и развитие. Чем больше областей применения, тем больше шансов, что в одной из них у слушателя найдется место для нового знания. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела