К основному контенту

В поиске правильного чувства

Посмотрите на курсы, которые создаются. Почти все они видят своего слушателя как человека взвешенного и рационального. Мы говорим с "думающим" мозгом. О пользе, о том, что будет, когда обучение закончится, о важности. С "чувствующей" частью мы говорим только в моменте, пробуя создавать некое увлечение и радость в моменте. Вот персонаж, который на меня не похож - он тут для того, чтобы было не скучно. Как будто если процесс (момент) немного украсить, то обучение пойдет легче.

Это тот момент, где случилась подмена понятий. Эмоции в обучении действительно нужны. Потому что у нас, у людей, на эмоциях все принятие решений построено. Мы не взвешены и нерациональны. И если специально не стараться, то именно эмоции диктуют, что и как мы делаем. Все наши не самые лучше решения как правило случаются от эмоций, плохого чувства времени и соблазна иметь социальный статус.

Но из троих перечисленных, именно эмоции перекрывают все. Наш "чувствующий" мозг зачастую настолько сильнее, что его "думающий" коллега может только сидеть и наблюдать, не имея ни одного инструмента влияния.

Но это вовсе не те эмоции, которые возникают в моменте от яркого курса, от персонажей или какой-то необычной сюжетной линии. Это чувства более глубокие. В момент обучения нами может командовать страх "Я не успею сделать работу". Или же ощущение, что все зачем-то меняется, меняться мне не хочется и страшно (снова страх) и вообще - я против.

И когда речь идет об эмоциях в обучении, наша задача пробовать создать такие эмоции, которые будут работать на благо не только самого обучения, но и рабочей деятельности, ради которой все это проводится. Это поиск и создавать правильного чувства, которое слушателя поведет в нужную сторону. И чем обширнее это чувство будет, тем дольше на него можно опираться, тем дольше оно будет работать на нас.

Может быть это некий образ, к которому хочется стремиться. Может быть ощущение от своей работы, которое хочется получить. Может быть снятие проблем, страхов - любое облегчение, которое (возможно) сделает жизнь проще и светлее. Эта эмоция не должна быть легкой и поверхностной, ее не хватит.

В этом месте начинается самое интересное. Попробуйте придумать правильную эмоцию к отдельным курсам внутри компании. Этика, обратная связь, охрана труда, продуктовое обучение. Что должен почувствовать сотрудник, который проходит каждый курс? Можно ли найти нужную эмоцию для каждого отдельно? Ответ очевиден - это почти невозможно.

Как тогда быть? Единственный вариант - создание программ и формирование ценностей. Программа более объемная, у нее более широкий и глубокий смысл. Она длительная и позволяет идти к цели несколькими шагами. И может быть эмоция, которая будет работать долго. Это может быть принадлежность к группе и вместе с этим некий социальный статус. Это может быть качественное улучшение жизни (потому что даже если мы скажем, что этот курс улучшит жизнь, это будет неправдой и за 40 минут ничего не измениться). Такая эмоция, которая будет удерживать и которую будет хотеться испытать.

Моментальные эмоции стоят намного дороже. Каждый новый курс, которым мы хотим удивить сотрудников, будет стоить дороже предыдущего. И однажды все равно придется задать вопрос - а что еще есть такого, чтобы удивить? Потому что все уже испробовано. Внимание больше привлекать нечем. Но самое главное, что моментальные эмоции ничего не дают обучению. Обучение - это не момент, не событие. Это процесс, иногда длительный и не самый приятный.

Эмоции в обучении нужны. Нужны чувства, которые возникнут от результатов обучения. Нужны ощущения, что все было сделано не зря и вложение себя оправдало. Да, сам процесс тоже должен быть комфортным - удобный интерфейс, внимание к деталям, предусмотрительность разработчиков. Этот процесс не должен развлекать, он просто должен быть удобным и не вызывать негатива. Но основная эмоция должна быть больше и глубже, та, которая будет удерживать. Она не появится сразу. Когда вы начинаете заниматься спортом, результат видно не сразу, совсем не сразу. И вы будете сомневаться, нужно ли оно. Если выдержите, то через пару недель результат станет заметен. И этот самый момент будет вести вас дальше. Потому что вы испытали то, что важно и значимо.

Наша задача не в том, чтобы сложить контент правильно и в одном месте. И не в раскрашивании курса. И не в развлечении. Наша задача - найти правильное чувство, которое будет работать долго и приведет слушателя к результату.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.
У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает ч…

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло.

Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты.

1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В.
2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий.
3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных.
4. Выбирайте ответы в середине. Многие…

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сн…