К основному контенту

В поиске правильного чувства

Посмотрите на курсы, которые создаются. Почти все они видят своего слушателя как человека взвешенного и рационального. Мы говорим с "думающим" мозгом. О пользе, о том, что будет, когда обучение закончится, о важности. С "чувствующей" частью мы говорим только в моменте, пробуя создавать некое увлечение и радость в моменте. Вот персонаж, который на меня не похож - он тут для того, чтобы было не скучно. Как будто если процесс (момент) немного украсить, то обучение пойдет легче.

Это тот момент, где случилась подмена понятий. Эмоции в обучении действительно нужны. Потому что у нас, у людей, на эмоциях все принятие решений построено. Мы не взвешены и нерациональны. И если специально не стараться, то именно эмоции диктуют, что и как мы делаем. Все наши не самые лучше решения как правило случаются от эмоций, плохого чувства времени и соблазна иметь социальный статус.

Но из троих перечисленных, именно эмоции перекрывают все. Наш "чувствующий" мозг зачастую настолько сильнее, что его "думающий" коллега может только сидеть и наблюдать, не имея ни одного инструмента влияния.

Но это вовсе не те эмоции, которые возникают в моменте от яркого курса, от персонажей или какой-то необычной сюжетной линии. Это чувства более глубокие. В момент обучения нами может командовать страх "Я не успею сделать работу". Или же ощущение, что все зачем-то меняется, меняться мне не хочется и страшно (снова страх) и вообще - я против.

И когда речь идет об эмоциях в обучении, наша задача пробовать создать такие эмоции, которые будут работать на благо не только самого обучения, но и рабочей деятельности, ради которой все это проводится. Это поиск и создавать правильного чувства, которое слушателя поведет в нужную сторону. И чем обширнее это чувство будет, тем дольше на него можно опираться, тем дольше оно будет работать на нас.

Может быть это некий образ, к которому хочется стремиться. Может быть ощущение от своей работы, которое хочется получить. Может быть снятие проблем, страхов - любое облегчение, которое (возможно) сделает жизнь проще и светлее. Эта эмоция не должна быть легкой и поверхностной, ее не хватит.

В этом месте начинается самое интересное. Попробуйте придумать правильную эмоцию к отдельным курсам внутри компании. Этика, обратная связь, охрана труда, продуктовое обучение. Что должен почувствовать сотрудник, который проходит каждый курс? Можно ли найти нужную эмоцию для каждого отдельно? Ответ очевиден - это почти невозможно.

Как тогда быть? Единственный вариант - создание программ и формирование ценностей. Программа более объемная, у нее более широкий и глубокий смысл. Она длительная и позволяет идти к цели несколькими шагами. И может быть эмоция, которая будет работать долго. Это может быть принадлежность к группе и вместе с этим некий социальный статус. Это может быть качественное улучшение жизни (потому что даже если мы скажем, что этот курс улучшит жизнь, это будет неправдой и за 40 минут ничего не измениться). Такая эмоция, которая будет удерживать и которую будет хотеться испытать.

Моментальные эмоции стоят намного дороже. Каждый новый курс, которым мы хотим удивить сотрудников, будет стоить дороже предыдущего. И однажды все равно придется задать вопрос - а что еще есть такого, чтобы удивить? Потому что все уже испробовано. Внимание больше привлекать нечем. Но самое главное, что моментальные эмоции ничего не дают обучению. Обучение - это не момент, не событие. Это процесс, иногда длительный и не самый приятный.

Эмоции в обучении нужны. Нужны чувства, которые возникнут от результатов обучения. Нужны ощущения, что все было сделано не зря и вложение себя оправдало. Да, сам процесс тоже должен быть комфортным - удобный интерфейс, внимание к деталям, предусмотрительность разработчиков. Этот процесс не должен развлекать, он просто должен быть удобным и не вызывать негатива. Но основная эмоция должна быть больше и глубже, та, которая будет удерживать. Она не появится сразу. Когда вы начинаете заниматься спортом, результат видно не сразу, совсем не сразу. И вы будете сомневаться, нужно ли оно. Если выдержите, то через пару недель результат станет заметен. И этот самый момент будет вести вас дальше. Потому что вы испытали то, что важно и значимо.

Наша задача не в том, чтобы сложить контент правильно и в одном месте. И не в раскрашивании курса. И не в развлечении. Наша задача - найти правильное чувство, которое будет работать долго и приведет слушателя к результату.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...