Это тот момент, где случилась подмена понятий. Эмоции в обучении действительно нужны. Потому что у нас, у людей, на эмоциях все принятие решений построено. Мы не взвешены и нерациональны. И если специально не стараться, то именно эмоции диктуют, что и как мы делаем. Все наши не самые лучше решения как правило случаются от эмоций, плохого чувства времени и соблазна иметь социальный статус.
Но из троих перечисленных, именно эмоции перекрывают все. Наш "чувствующий" мозг зачастую настолько сильнее, что его "думающий" коллега может только сидеть и наблюдать, не имея ни одного инструмента влияния.
Но это вовсе не те эмоции, которые возникают в моменте от яркого курса, от персонажей или какой-то необычной сюжетной линии. Это чувства более глубокие. В момент обучения нами может командовать страх "Я не успею сделать работу". Или же ощущение, что все зачем-то меняется, меняться мне не хочется и страшно (снова страх) и вообще - я против.
И когда речь идет об эмоциях в обучении, наша задача пробовать создать такие эмоции, которые будут работать на благо не только самого обучения, но и рабочей деятельности, ради которой все это проводится. Это поиск и создавать правильного чувства, которое слушателя поведет в нужную сторону. И чем обширнее это чувство будет, тем дольше на него можно опираться, тем дольше оно будет работать на нас.
Может быть это некий образ, к которому хочется стремиться. Может быть ощущение от своей работы, которое хочется получить. Может быть снятие проблем, страхов - любое облегчение, которое (возможно) сделает жизнь проще и светлее. Эта эмоция не должна быть легкой и поверхностной, ее не хватит.
В этом месте начинается самое интересное. Попробуйте придумать правильную эмоцию к отдельным курсам внутри компании. Этика, обратная связь, охрана труда, продуктовое обучение. Что должен почувствовать сотрудник, который проходит каждый курс? Можно ли найти нужную эмоцию для каждого отдельно? Ответ очевиден - это почти невозможно.
Как тогда быть? Единственный вариант - создание программ и формирование ценностей. Программа более объемная, у нее более широкий и глубокий смысл. Она длительная и позволяет идти к цели несколькими шагами. И может быть эмоция, которая будет работать долго. Это может быть принадлежность к группе и вместе с этим некий социальный статус. Это может быть качественное улучшение жизни (потому что даже если мы скажем, что этот курс улучшит жизнь, это будет неправдой и за 40 минут ничего не измениться). Такая эмоция, которая будет удерживать и которую будет хотеться испытать.
Моментальные эмоции стоят намного дороже. Каждый новый курс, которым мы хотим удивить сотрудников, будет стоить дороже предыдущего. И однажды все равно придется задать вопрос - а что еще есть такого, чтобы удивить? Потому что все уже испробовано. Внимание больше привлекать нечем. Но самое главное, что моментальные эмоции ничего не дают обучению. Обучение - это не момент, не событие. Это процесс, иногда длительный и не самый приятный.
Эмоции в обучении нужны. Нужны чувства, которые возникнут от результатов обучения. Нужны ощущения, что все было сделано не зря и вложение себя оправдало. Да, сам процесс тоже должен быть комфортным - удобный интерфейс, внимание к деталям, предусмотрительность разработчиков. Этот процесс не должен развлекать, он просто должен быть удобным и не вызывать негатива. Но основная эмоция должна быть больше и глубже, та, которая будет удерживать. Она не появится сразу. Когда вы начинаете заниматься спортом, результат видно не сразу, совсем не сразу. И вы будете сомневаться, нужно ли оно. Если выдержите, то через пару недель результат станет заметен. И этот самый момент будет вести вас дальше. Потому что вы испытали то, что важно и значимо.
Наша задача не в том, чтобы сложить контент правильно и в одном месте. И не в раскрашивании курса. И не в развлечении. Наша задача - найти правильное чувство, которое будет работать долго и приведет слушателя к результату.
Комментарии