К основному контенту

Сотрудничество в обучении

Когда-то давно я была на тренинге Владимира Тарасова "Искусство управленческой борьбы". Лет 12 назад это было. Это был самый яркий тренинг в моей жизни. Записи по сей день живы в оранжевом блокноте Школы Менеджеров "Арсенал". Я была очень молода для такого тренинга. И многие вещи поняла по сути только спустя много лет. Применять тоже смогла не сразу. Может быть потому, что меня тогда еще не совсем можно было причислить к взрослым людям, я не разочаровалась от того, что не начала мгновенно все применять на практике. Но какие же были эмоции...!

В основе восторгов - большое количество групповой работы. Тренер, конечно, тоже восхитительный. Но было очень много заданий. За столами, по 2-6 человек. Игры, пробы переговоров, психологические упражнения. Но все время с кем-то. Тренинг шел 3 дня, но уже к концу первого - знаешь половину участников, есть о чем пить кофе в перерыве. Остается что-то общее - "А помнишь, как он сказал...? А ты заметил, как все поменялось когда мы...".

Это объединяющий опыт нужен не только для самого тренинга и эффекта в моменте. Это чувство сопричастности. Быть с теми, кто тебя понимает и поддерживает. Но еще это память. Просто так запомнить сложно, индивидуальная практика помогает. Но действия в группе оставляют больше зацепок. Это нам привычно. Человек - существо социальное, никогда один в природе не существовал. И думать ему вместе с кем-то проще.

Многие специалисты по работе мозга и психологии убеждены, что мы думаем, только тогда, когда говорим. Или делаем что-то похожее на разговор, например, переписываемся. А сами по себе мы нормально думать не можем, потому что нам нужно не только проговорить, но и получать обратную связь. И лучше от тех, кто нас понимает.

В digital-обучении групповой работы сейчас практически нет. Есть инструменты, которые много всего могут. Но это пока большая редкость. Применяется далеко не для всех тем. А именно сотрудничество в обучении повышает его, обучения, эффективность. Именно совместная работа помогает понять актуальность темы, ее нужность для работы и вообще понять, что ты тут не один и нужно это многим. Иногда группа может убедить в том, что это важно. Иногда - снять сомнения. Иногда эти же самые сомнения создать, но они тоже нужны, чтобы думать и развиваться.

Просто так группа в e-learning общаться не будет. У нее нет повода. Иногда самой группы нет. Разве сотрудники знают, кто еще проходит тот электронный курс, который им назначили? Кто на вебинаре есть - знают. Поболтают час в чате (и то хорошо) и разойдутся. Это не групповая работа. Для общения нужен повод.

Самый понятный и простой повод - групповая самостоятельная работа. Желательно достаточно большая, чтобы группа могла 2-3 раза встретиться (пусть виртуально, не важно). У каждого в работе есть своя зона ответственности. Она может быть обозначена тем, кто учит. Для более ответственных слушателей можно отдать распределение им самим. Целиком задание может получится только тогда, когда все участники сделали свою часть. И потом еще все нужно сшить так, чтобы не было лоскутного одеяла.

Это очень хорошая тренировка ответственности. Это общение по теме обучение, что тоже невероятно важно. Общение тренирует словарный запас, учит применять знания на практике в диалоге, извлекать нужные термины и слова. Тренируется аргументация позиции внутри темы - тоже практика.

В качестве задания может быть проект, совместное исследование, создание списка полезных ресурсов, анализ кейса или создание кейса. Идей очень много, главное захотеть. Да, с точки зрения проектирования это требует немного больше времени, чем индивидуальное. С точки зрения организации обучения - чуть больше подумать о логистике, о проверки. Нужно больше времени. Но эффект того стоит.

В одиночку складывается ощущение, что это нужно только тебе. Нужны люди, которые будут перепроверять наши убеждения. И это не осознанная специальная проверка, это само по себе получается, когда люди обсуждают рабочие вопросы вместе.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около