К основному контенту

Экранное время и борьба за продуктивность


Борьба за продуктивность сотрудников актуальности не теряет. Вне зависимости от того, что именно делают люди, компании важно, чтобы они делали качественно, в срок и в нужном объеме. А лучше - больше. Когда речь идет про интеллектуальный труд, с продуктивностью становится сложнее. Особенно, когда задачи творческие. Когда нельзя понять сразу, сколько на самом деле займет задача, не нужно ли будет несколько подходов.

Продуктивность и эффективность часто пробуют повышать обучением. Управление временем, правильная работа с задачами и целями, умение говорить "нет" и делегирование, определение важного и не очень. Есть в меру бесполезные короткие курсы, которые могут помочь только тем, кто уже думал на заданную тему и теперь получил подтверждение своим рассуждениям. Или тем, кто про это никогда не слышал и теперь будет готов встать на путь поиска нужных для себя инструментов. Есть программы обучения, с книгами, советами и рекомендациями. Конечно, еще есть очные тренинги, где интересный ведущий убеждает и мотивирует действовать и пробовать делать себя лучше.

Из самого простого и полезного - дневники и ежедневники, в которых уже есть шаблоны и визуальные контейнеры, чтобы следить за собой, отмечать и наблюдать. Наверное, это самый действенный способ. Потому что научиться управлять временем, правильно работать с задачами и приоритетами можно только при условии наблюдения за собой и своими привычками.

Но вот вопрос - там ли мы ищем? Действительно ли проблема продуктивности и эффективности сотрудников заключается только в том, что они не умеют правильно планировать время и распределять силы? Я не спорю, что это очень важно. Это целый набор ментальных установок, постоянное наблюдение за собой, которое обязательно приводит к успеху. Но достаточно ли этого?

В 2017 году вышла книга Адама Альтера "Не оторваться". Она про механизмы аддиктивности, которые встроены в многие цифровые инструменты. Социальные сети, YouTube, сериалы и даже наша почта - все это сделано так, чтобы постоянно были вовлечены и минимально отвлекались (от них). Самая главная цель большинства таких ресурсов - максимизация прибыли. Чем больше мы ими пользуемся, тем больше их заработок.

Благодаря этому по данным за 2019 год взрослые люди использовали свой смартфон почти 3,5 часа в день. Это может показаться не так страшно, пока мы сделаем пару простых вычислений: это 24,5 часа в неделю (сутки) и 52 дня в году. С такими цифрами хочется остановиться и задать себе вопрос - насколько мы обманываем себя, когда говорим, что у нас нет времени на спорт, на хобби и на чтение книг?

Адлер ссылается на исследование, по данным которого мы поднимаем телефон почти 60 раз в течении дня. А каждое следующее поднятие выполняется в течении 2 минут от предыдущего. Для возвращения концентрации и фокуса на той задачи, которую мы делали до обращения к телефону, уходит до 25 минут (иногда - намного больше). Это также плохо, как многозадачность. Ведь переключение между делами требует ресурса мозга. Чем больше переключений, тем больше ресурса теряется. Это очень большая угроза продуктивности.
Первый и самый простой вывод. Если мы хотим продуктивности, нам нужно сократить количество отвлечений. Меньше коммуникаций в мессенджерах, меньше писем. Сотрудников нужно научить отключать уведомления, а в культуру компании ввести убеждение, что моментального ответа в большинстве случаев не нужно ожидать. И научить людей разделять время, которое они используют на ответы на сообщения и на все остальные дела. Чем меньше отвлечений, тем больше продуктивность.

Теперь про обучение. Особенно про мобильное. Оно кажется исключительно удобным инструментом, сотрудник может пройти обучение в любое удобное время, в транспорте или в перерыве. Потому что оно всегда в руках (в прямом смысле слова). Но чтобы оно заработало, мы не только должны к нему привязать уведомления и постоянные напоминания о себе. Мы должны его спроектировать таким образом, чтобы у человека возникла привычка. Хорошо ли это? Стоит ли создавать еще одно отвлечение, которое может мешать и существенно снижать фокус? И кроме того, стоит ли создавать еще один инструмент, который будет влиять на отношения людей, на их включенность и эмпатию?...

С другой стороны есть вопрос о качестве мобильного обучения. На ПК, как правило, оповещений бывает несколько меньше. Игнорировать их там проще. Может быть потому, что они занимают меньше экранного времени. Представим себе человека, который в среднем по статистике получает 150-200 уведомлений на свой телефон в день. Большая часть из них мессенджеры и почта, остальное - социальные сети и прочие сервисы. Если мы возьмем день, как активных 12 часов (что много, конечно, но для удобства и наглядности подойдет), то получим, что человек получает примерно 16 уведомлений в час или 1 уведомление каждые 3,5 минуты. И, конечно, далеко не так равномерно.

Итак, берем этого самого человека, у которого постоянно что-то приходит на телефон и даем ему проходить мобильный курс. Объем на 3,5 минуты нас не устроит, как минимум потому, что эти 3,5 минуты он должен быть полностью в фокусе на задаче обучения. А до этого нужно зайти, найти, открыть. Нам нужен хотя бы 10-минутный интервал. Скорее всего, у нас его не будет. Потому что за время обучения, нашему слушателю обязательно кто-то напишет в whatsapp, пришлет письмо или поставит лайк под фото в facebook.

Похоже, что тут вопрос не в интервале, который у нас есть. А в качестве обучения, которое у нас в такой ситуации будет. Если наш слушатель постоянно отвлекается, учится ли он вообще? Может ли он запомнить хоть что-то по делу, если в верней части экрана он постоянно видит что-то еще? Пусть он даже не переходит, но он же видит? Читает, думает. Он отвлекается. Это не то что не глубокое обучение, это может быть вообще какой-то побочный процесс, от которого никакого эффекта не будет.

И при этом у мобильного устройства для обучения есть очень весомые плюсы. База знаний, справочник, все то, что может потребоваться в полях, на выезде, когда нет доступа к другим ресурсам. И сейчас даже не это актуально - просто нужен удобный доступ с мобильного. Это нужно, потому что в моменте иногда чего-то очень важного не хватает. Но с базой долго не просидишь. Привычки (в негативном понимании этого слова) она не вызовет. То есть не только полезна, но и безопасна.

В поиске продуктивности упускается нечто очень важное. Та самая угроза сфокусированной работе, внимательности и вовлеченности, которая нам часто представляется как большое благо и, наоборот, инструмент для более эффективной жизни. Любые знания о том, как правильно и продуктивно работать - полезны. Но эффект от них будет совсем не тот, если условия работы и жизни вокруг стимулируют противоположное. Когда не отвлекаться почти невозможно, когда все ждут мгновенного ответа. И когда компания предлагает еще более глубоко уходить в цифровой мир.

Скорее всего, навыком для современной продуктивности будет именно умение выключить большинство уведомлений, умение погружаться в один вид деятельности. И способность контролировать свой процесс использования мобильного устройства.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...