К основному контенту

Почему меняться так сложно?

Обучение - это изменение. Даже небольшой объем новой информации может потребовать существенных изменений в поведении. Если мы учим новым процессам и подходам, новым инструкциям и стандартам или новой теме, с которой люди еще не сталкивались, то должны помнить, что знать не достаточно. Нужно будет действовать. 

Действие же и будет представлять основную проблему. Представьте себе, что вы много лет чему-то учились и каким-то образом действовали. 5, 10, может быть даже 15 лет. Тот навык, который есть сегодня, сформировался как результат длительной практики. Это случилось не за один день. Сшито со другими процессами и мыслями. И вот настал момент, когда нужно начать действовать иначе. Это очень большая задача. 

По сути за достаточно короткое время (если следовать ожиданиям от обучения), человек должен не просто запомнить новое, но изменить то, чему он много лет учился (или просто привыкал). Должны поменяться базовые рутинные процессы, которые мы делаем на автопилоте. Попробуйте встроить в свою жизнь 5 минут зарядки по утрам, если ее там никогда не было, и вы поймете, что даже такая простая и полезная штука приживается с трудом. 

Та часть обучения, которую мы видим и создаем, это только вершина айсберга. Под водой - все самое интересное. Под водой - весь тот процесс внедрения нового поведения и изменения своей рутины, который происходит после обучения. В дело идет самоконтроль. Приходится за собой следить, почти постоянно. Вы решили отказаться от сладкого. И сложным будет не решение и не понимание, что сахар - не самая полезная вещь. Сложным будет сам процесс перестройки, когда придется отловить себя не только в тот момент, когда вы собираетесь съесть конфету. Нужно будет еще вспомнить о том, что многие привычные продукты содержат сахар и теперь нужно целиком менять пищевые привычки. 

Вы будете эксплуатировать самоконтроль постоянно в течении дня. Он будет истощатся и подводить вас. Будут ошибки и откат к более привычному поведению. И что еще важно - весь этот процесс должен быть осознанным. Только тогда появляется возможность отследить ошибки и возвраты и пробовать действовать правильно. 

Обучение сложно не само по себе. Процесс получения знаний может быть приятным и даже вдохновляющим. Он может давать дополнительные приятные эмоции и уверенность в себе, повод себя похвалить за правильные дела. Сложно начинается потом, когда все новое нужно пробовать применять на практике. 

Самое главное, что нам нужно - это время. Обучение не может быть коротким само по себе. Но и после него нам важно не ждать результатов сразу. Даже если они будут, то достоверными их лучше не называть. Попробовав в начале, многое может поменять через месяц или два. Эйфория уйдет, а привычное и старое останется. 

Наша, учебная, работа на обучении не заканчивается. Ее самая главная часть - под водой, то есть после обучения. Нужно искать условия, которые не дадут людям вернуться к старому поведению. Защита от дурака, настройка окружающей среды, в которой старое поведение невозможно или затруднительно. Работа с мотивацией к применению, поддержка в процессе. Формирование ментальных установок роста и принятия ошибок, как инструментов развития. 

Слушатель учился жить так, как он живет сейчас много лет. Он может и хочет что-то поменять и новые инструменты ему даже нравятся. Но мы нерациональны и не принимаем оптимальные решения. Даже зная, что для нас лично хорошо, продолжаем делать ровно наоборот. Мы, люди, так устроены. А потому существенная часть настоящего обучения должна быть после обучения, в поддержке, в состоянии условий, в мотивации и в работе с страхами. 

Обучение - это изменение. Меняться сложно. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела