Обучение - это изменение. Даже небольшой объем новой информации может потребовать существенных изменений в поведении. Если мы учим новым процессам и подходам, новым инструкциям и стандартам или новой теме, с которой люди еще не сталкивались, то должны помнить, что знать не достаточно. Нужно будет действовать.
Действие же и будет представлять основную проблему. Представьте себе, что вы много лет чему-то учились и каким-то образом действовали. 5, 10, может быть даже 15 лет. Тот навык, который есть сегодня, сформировался как результат длительной практики. Это случилось не за один день. Сшито со другими процессами и мыслями. И вот настал момент, когда нужно начать действовать иначе. Это очень большая задача.
По сути за достаточно короткое время (если следовать ожиданиям от обучения), человек должен не просто запомнить новое, но изменить то, чему он много лет учился (или просто привыкал). Должны поменяться базовые рутинные процессы, которые мы делаем на автопилоте. Попробуйте встроить в свою жизнь 5 минут зарядки по утрам, если ее там никогда не было, и вы поймете, что даже такая простая и полезная штука приживается с трудом.
Та часть обучения, которую мы видим и создаем, это только вершина айсберга. Под водой - все самое интересное. Под водой - весь тот процесс внедрения нового поведения и изменения своей рутины, который происходит после обучения. В дело идет самоконтроль. Приходится за собой следить, почти постоянно. Вы решили отказаться от сладкого. И сложным будет не решение и не понимание, что сахар - не самая полезная вещь. Сложным будет сам процесс перестройки, когда придется отловить себя не только в тот момент, когда вы собираетесь съесть конфету. Нужно будет еще вспомнить о том, что многие привычные продукты содержат сахар и теперь нужно целиком менять пищевые привычки.
Вы будете эксплуатировать самоконтроль постоянно в течении дня. Он будет истощатся и подводить вас. Будут ошибки и откат к более привычному поведению. И что еще важно - весь этот процесс должен быть осознанным. Только тогда появляется возможность отследить ошибки и возвраты и пробовать действовать правильно.
Обучение сложно не само по себе. Процесс получения знаний может быть приятным и даже вдохновляющим. Он может давать дополнительные приятные эмоции и уверенность в себе, повод себя похвалить за правильные дела. Сложно начинается потом, когда все новое нужно пробовать применять на практике.
Самое главное, что нам нужно - это время. Обучение не может быть коротким само по себе. Но и после него нам важно не ждать результатов сразу. Даже если они будут, то достоверными их лучше не называть. Попробовав в начале, многое может поменять через месяц или два. Эйфория уйдет, а привычное и старое останется.
Наша, учебная, работа на обучении не заканчивается. Ее самая главная часть - под водой, то есть после обучения. Нужно искать условия, которые не дадут людям вернуться к старому поведению. Защита от дурака, настройка окружающей среды, в которой старое поведение невозможно или затруднительно. Работа с мотивацией к применению, поддержка в процессе. Формирование ментальных установок роста и принятия ошибок, как инструментов развития.
Слушатель учился жить так, как он живет сейчас много лет. Он может и хочет что-то поменять и новые инструменты ему даже нравятся. Но мы нерациональны и не принимаем оптимальные решения. Даже зная, что для нас лично хорошо, продолжаем делать ровно наоборот. Мы, люди, так устроены. А потому существенная часть настоящего обучения должна быть после обучения, в поддержке, в состоянии условий, в мотивации и в работе с страхами.
Обучение - это изменение. Меняться сложно.
Комментарии