К основному контенту

Книжный клуб или вопросы, которые заставляют вспомнить изученное

В США очень популярны книжные клубы. Есть тематические, есть общие, есть соседские и разные другие. Основная идея клуба - обсудить прочитанные книги, посмотреть на произведение с разных сторон и может быть понять то, что не было очевидно в процессе чтения. Участие в клубе побуждает читать текст более вдумчиво и внимательно, потенциально отвечая на какие-то вопрос.

Мне всегда нравилось обсуждать книги. Даже если не обсуждать, то хотя бы рассказывать про то, что я прочитала. Это как продолжение чтения. Вроде книга закончилась, а ты все еще погружен в нее. В процессе обсуждения всплывают какие-то идеи, мысли, на которые не обратила внимание. Может быть я просто люблю читать и для меня любая книга - интересный источник.

Что если посмотреть на книжный клуб с методической стороны? Что это такое на самом деле?
  • Вспоминание материала, то есть извлечение ранее полученной информации и взаимодействие с ней. По сути - укрепление связей, которые в последствии делают извлечение более простым и удобным для мозга;
  • Анализ прочитанного - взаимодействие с материалом, соединение его с другими источниками или знаниями. То есть - практика использования материала, практика применения;
  • Дополнительное погружение, потому что это еще одно столкновение с информацией после ее первичного изучения. Снова - извлечение, повторение, применение, дополнительные мысли.

Теперь посмотрим на e-learning, потому как я бы вам предложила организовать просто книжный клуб, но интереснее все-таки приложить это к нашему делу. Чаще всего сотрудники, слушатели, курс проходят один раз, иногда несколько (но это скорее по причине провала и недостаточных баллов), и на том их взаимодействие с материалом закончилось. Хорошо если «тема зашла», и человек тут же начал применять, все понял и стал пробовать. А если нет (что, скорее всего, чаще случается)? Более того, если тема обучения сам по себе такая, которую сразу и нельзя начать применять, эмоциональный интеллект, скажем? Вся надежда на ответственного сотрудника, который почему-то начнет искать способы изученное применить.
Результат от такого разового обучения очевидный: тут будет или полная растерянность от обилия новой информации, которую сложно переварить, или же простейшая потеря новых знаний, которые сами по себе уйдут из-за отсутствия практики извлечения (мозгом) все пройденного.

Есть такой инструмент - линия сопровождение, мероприятия, которые сопровождают слушателя в процессе и после обучения. Рассылки, вебинары, курируемый контент и еще масса всего интересного. Основная задача - держать слушателя в информационном поле темы как можно дольше, чтобы в какой-то момент знаний «приросли» или нашелся повод извлечь и применить.

А что есть в качестве одного из инструментов сопровождения или даже в качестве одного из форматов в составе курса использовать книжный клуб. Обсуждение пройденного курса. В чате мессенджера, в форуме на портале, в виде вебинара или скайпа, а может быть митап за кофе для всех сотрудников офиса, которые проходили курс в последние пару недель? Основная задача - предложить слушателям заново вспомнить курс, поговорить о нем, подумать и проанализировать, услышать мнения коллег. Организовать взаимодействие с материалов, опять-таки извлечь, взаимодействовать, практиковать.

Вот пример набора вопросов для книжного клуба:
  • Что понравилось вам в курсе больше всего? Что меньше всего?
  • Что вы знали по теме курса до его прохождения?
  • Какая основная идея курса?
  • Какие идеи курса вы смогли применить сразу после его изучения?
  • Какие идеи курса вы хотите применять в будущем?
  • Какие идеи курса вы не сможете применить?
  • Насколько убедительны аргументы и примеры курса? Какие вам больше всего запомнились?
  • Было ли в курсе что-то пугающее и смущающее?
  • Были ли в курсе какие-то противоречивые идеи? Что заставило вас сомневаться?
  • Какие вопросы у вас возникли или остались после прохождения курса?
  • Какие дополнительные материалы и источники по теме вы уже читали и что посоветуете коллегам? Планируете ли продолжать изучение темы?
  • Что изменилось в вашей жизни или работе после изучения курса?
А еще можно спросить про конкретные модели и тезисы курса, про кейсы и про примеры, про идеи применения, в зависимости от темы курса. И ответы послушать, неплохой способ завития контента и получения обратной связи.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела