К основному контенту

Книжный клуб или вопросы, которые заставляют вспомнить изученное

В США очень популярны книжные клубы. Есть тематические, есть общие, есть соседские и разные другие. Основная идея клуба - обсудить прочитанные книги, посмотреть на произведение с разных сторон и может быть понять то, что не было очевидно в процессе чтения. Участие в клубе побуждает читать текст более вдумчиво и внимательно, потенциально отвечая на какие-то вопрос.

Мне всегда нравилось обсуждать книги. Даже если не обсуждать, то хотя бы рассказывать про то, что я прочитала. Это как продолжение чтения. Вроде книга закончилась, а ты все еще погружен в нее. В процессе обсуждения всплывают какие-то идеи, мысли, на которые не обратила внимание. Может быть я просто люблю читать и для меня любая книга - интересный источник.

Что если посмотреть на книжный клуб с методической стороны? Что это такое на самом деле?
  • Вспоминание материала, то есть извлечение ранее полученной информации и взаимодействие с ней. По сути - укрепление связей, которые в последствии делают извлечение более простым и удобным для мозга;
  • Анализ прочитанного - взаимодействие с материалом, соединение его с другими источниками или знаниями. То есть - практика использования материала, практика применения;
  • Дополнительное погружение, потому что это еще одно столкновение с информацией после ее первичного изучения. Снова - извлечение, повторение, применение, дополнительные мысли.

Теперь посмотрим на e-learning, потому как я бы вам предложила организовать просто книжный клуб, но интереснее все-таки приложить это к нашему делу. Чаще всего сотрудники, слушатели, курс проходят один раз, иногда несколько (но это скорее по причине провала и недостаточных баллов), и на том их взаимодействие с материалом закончилось. Хорошо если «тема зашла», и человек тут же начал применять, все понял и стал пробовать. А если нет (что, скорее всего, чаще случается)? Более того, если тема обучения сам по себе такая, которую сразу и нельзя начать применять, эмоциональный интеллект, скажем? Вся надежда на ответственного сотрудника, который почему-то начнет искать способы изученное применить.
Результат от такого разового обучения очевидный: тут будет или полная растерянность от обилия новой информации, которую сложно переварить, или же простейшая потеря новых знаний, которые сами по себе уйдут из-за отсутствия практики извлечения (мозгом) все пройденного.

Есть такой инструмент - линия сопровождение, мероприятия, которые сопровождают слушателя в процессе и после обучения. Рассылки, вебинары, курируемый контент и еще масса всего интересного. Основная задача - держать слушателя в информационном поле темы как можно дольше, чтобы в какой-то момент знаний «приросли» или нашелся повод извлечь и применить.

А что есть в качестве одного из инструментов сопровождения или даже в качестве одного из форматов в составе курса использовать книжный клуб. Обсуждение пройденного курса. В чате мессенджера, в форуме на портале, в виде вебинара или скайпа, а может быть митап за кофе для всех сотрудников офиса, которые проходили курс в последние пару недель? Основная задача - предложить слушателям заново вспомнить курс, поговорить о нем, подумать и проанализировать, услышать мнения коллег. Организовать взаимодействие с материалов, опять-таки извлечь, взаимодействовать, практиковать.

Вот пример набора вопросов для книжного клуба:
  • Что понравилось вам в курсе больше всего? Что меньше всего?
  • Что вы знали по теме курса до его прохождения?
  • Какая основная идея курса?
  • Какие идеи курса вы смогли применить сразу после его изучения?
  • Какие идеи курса вы хотите применять в будущем?
  • Какие идеи курса вы не сможете применить?
  • Насколько убедительны аргументы и примеры курса? Какие вам больше всего запомнились?
  • Было ли в курсе что-то пугающее и смущающее?
  • Были ли в курсе какие-то противоречивые идеи? Что заставило вас сомневаться?
  • Какие вопросы у вас возникли или остались после прохождения курса?
  • Какие дополнительные материалы и источники по теме вы уже читали и что посоветуете коллегам? Планируете ли продолжать изучение темы?
  • Что изменилось в вашей жизни или работе после изучения курса?
А еще можно спросить про конкретные модели и тезисы курса, про кейсы и про примеры, про идеи применения, в зависимости от темы курса. И ответы послушать, неплохой способ завития контента и получения обратной связи.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...