К основному контенту

Одноразовое обучение

У нас появились первые данные опроса предпочтений слушателей в e-learning. На вопрос о том, что слушателям нужно и важно после прохождения обучения, большинство говорит о возможности получить материалы курса в скачиваемом виде, про памятки и про постоянные ссылки на пройденные курсы. А на вопрос о необходимости повторного прохождения для повторения материалов, отвечают, что такая потребность часто есть. Что логично - если люди проходят в среднем по 3-5 курсов в месяц, то запомнить все не представляется возможным. По крайней мере для среднестатистического человека, со всеми стандартыми современными отвлечениями.
Но вот какой возникает вопрос - приспособлены ли наши курсы для повторного прохождения? Нет, технически никаких проблем нет, проходи сколько хочешь. Проблема есть только в том, как курсы устроены внутри, как спроектированы. Например:
  • Анимированные слайды, которые нельзя пролистать и пропустить до тех пор, пока все объекты на экране не появятся;
  • Диалоги и истории, в которых зашит контент. У этого контента нет дубликата в простом тексте или памятки, и для того, чтобы повторить, его нужно не только найти в курсе, но и найти внутри диалога;
  • Необходимость проигрывать слайд заново, чтобы найти нужный материал, который был тремя кадрами ранее;
  • Оглавление, меню курса, по которому невозможно понять, где какой материал может находится. 
Можно список продолжать еще на пару листов. Сложные истории с нелинейным сюжетом, практические задания, которые даже при повторном прохождении нужно заново выполнять, чтобы пройти вперед. А еще видео, у которого нет длительности и нельзя пропустить и пролистать. Иллюстрации и сюжеты, в которых контент можно воспринимать только при условии внимательного и глубокого погружения, но никак не по косой, когда нужно быстро что-то найти.
Мы создаем одноразовое обучение. И чем более яркие и сложные курсы, тем меньше шансов у них стать настольной книгой, материалом, которым будут пользоваться. Потому что в них нельзя подсмотреть, нельзя что-то быстро уточнить. С ними вообще ничего нельзя сделать быстро. Его смотрят один раз, как большинство фильмов и никогда к ним больше не возвращаются. Они даже по своей форме и представлению не похожи на то, к чему можно обращаться как к справочнику.
Про формирование базы знаний из такого материала даже речи быть не может. Массивный, сложный, неповоротливый. Чем сложнее сюжет и больше наворотов, тем меньше возможность дробления, классификации, повторного использования. Один раз и все, в архив. И это отнимает все реальные преимущества электронного обучения, не давая ему быть полезным и шанса стать частью системы управления знаниями. Что на самом деле и есть цель создания большинства курсов - сохранение и распространение знаний в компании. Не увеселение, не развленичение. А обучение, развитие и сохранение.
При этом на создание материалов для курса мы тратим огромное количество усилий и времени. Собираем, пишем, структурируем. Этим заняты очень ценные сотрудники компаний, эксперты, чье время стоит дорого. И все ради того, чтобы создать продукт, который пройдут 1 раз, половину не запомнят и никогда больше не будут возвращаться к материалу?

Популярные сообщения из этого блога

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло.

Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты.

1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В.
2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий.
3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных.
4. Выбирайте ответы в середине. Многие…

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.
У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает ч…

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сн…