К основному контенту

Одноразовое обучение

У нас появились первые данные опроса предпочтений слушателей в e-learning. На вопрос о том, что слушателям нужно и важно после прохождения обучения, большинство говорит о возможности получить материалы курса в скачиваемом виде, про памятки и про постоянные ссылки на пройденные курсы. А на вопрос о необходимости повторного прохождения для повторения материалов, отвечают, что такая потребность часто есть. Что логично - если люди проходят в среднем по 3-5 курсов в месяц, то запомнить все не представляется возможным. По крайней мере для среднестатистического человека, со всеми стандартыми современными отвлечениями.
Но вот какой возникает вопрос - приспособлены ли наши курсы для повторного прохождения? Нет, технически никаких проблем нет, проходи сколько хочешь. Проблема есть только в том, как курсы устроены внутри, как спроектированы. Например:
  • Анимированные слайды, которые нельзя пролистать и пропустить до тех пор, пока все объекты на экране не появятся;
  • Диалоги и истории, в которых зашит контент. У этого контента нет дубликата в простом тексте или памятки, и для того, чтобы повторить, его нужно не только найти в курсе, но и найти внутри диалога;
  • Необходимость проигрывать слайд заново, чтобы найти нужный материал, который был тремя кадрами ранее;
  • Оглавление, меню курса, по которому невозможно понять, где какой материал может находится. 
Можно список продолжать еще на пару листов. Сложные истории с нелинейным сюжетом, практические задания, которые даже при повторном прохождении нужно заново выполнять, чтобы пройти вперед. А еще видео, у которого нет длительности и нельзя пропустить и пролистать. Иллюстрации и сюжеты, в которых контент можно воспринимать только при условии внимательного и глубокого погружения, но никак не по косой, когда нужно быстро что-то найти.
Мы создаем одноразовое обучение. И чем более яркие и сложные курсы, тем меньше шансов у них стать настольной книгой, материалом, которым будут пользоваться. Потому что в них нельзя подсмотреть, нельзя что-то быстро уточнить. С ними вообще ничего нельзя сделать быстро. Его смотрят один раз, как большинство фильмов и никогда к ним больше не возвращаются. Они даже по своей форме и представлению не похожи на то, к чему можно обращаться как к справочнику.
Про формирование базы знаний из такого материала даже речи быть не может. Массивный, сложный, неповоротливый. Чем сложнее сюжет и больше наворотов, тем меньше возможность дробления, классификации, повторного использования. Один раз и все, в архив. И это отнимает все реальные преимущества электронного обучения, не давая ему быть полезным и шанса стать частью системы управления знаниями. Что на самом деле и есть цель создания большинства курсов - сохранение и распространение знаний в компании. Не увеселение, не развленичение. А обучение, развитие и сохранение.
При этом на создание материалов для курса мы тратим огромное количество усилий и времени. Собираем, пишем, структурируем. Этим заняты очень ценные сотрудники компаний, эксперты, чье время стоит дорого. И все ради того, чтобы создать продукт, который пройдут 1 раз, половину не запомнят и никогда больше не будут возвращаться к материалу?

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела