К основному контенту

Чего не хватает для полного счастья или e-learning в изоляции

Изоляция в электронном обучении - плохо. Изоляция электронного обучения - еще хуже. Оно не может существовать само по себе. Ни один электронный курс никогда не будет работать, если он сам по себе, а слушатель в нем - в полном одиночестве. Нужен опыт, набор мероприятий, которые будут работать вместе.

Создается курс по пожарной безопасности. Но он не будет работать, если до него мы не будем рассказывать о том, как важно знать правила поведения в случае пожара. Эта важность сама по себе в голове слушателя курса не находится. Может быть нам повезет и кто-то действительно на днях про это думал, может быть что-то читал или смотрел и у него есть задел. Но может ли нам так повезти, что все наши сотни и тысячи слушателей окажутся подготовленными? Маловероятно.

Нужна подготовка, предварительная мотивация, формирование ценности новых знаний. И чем более важная для компании тема, тем серьезнее должна быть подготовка. С точки зрения проектирования обучения - это формирование уже имеющихся предыдущих знаний. Подготовка почвы, в которые мы будем сажать наши семена. В неподготовленной почве растут в основном сорняки, а мы хотим выращивать благородные культуры.

Однократного обучения недостаточно. Даже не потому, что за один раз нельзя все понять. За один раз нельзя понять важность, значимость и смысл. За один раз нельзя сформировать ментальную модель. А все больше знаний, которые мы хотим передать, это не просто процессы, процедуры и "делай раз, делай два", это новые поведения. Поведение требует работы над собой. Это путь, иногда длинный. На этом пути нужна поддержка. И тут снова просто электронный курс не справится. Да и e-learning в целом может подвести. Обучение происходит далеко не только во время обучения. Опять нужна поддержка и связь с жизнью. Все новое должно жить не только в курсе. Оно должно быть намного ближе.

Когда обучение закончилось, это тоже не конец. Теперь нужно усиливать, снова поддерживать, развивать и применять. А вы только представьте себе, сколько усилий нужно применить на самом деле, чтобы применить что-то новое и начать делать то, что привычно - иначе. Теперь еще важно и чувство сопричастности, ощущение, что ты не один стараешься, борешься, пробуешь и ошибаешься. Изоляция тут - еще опаснее. Мы провели обучение и ждем, что будет. Но сажая растение даже в подготовленную почву, его нужно удобрять, поливать, пропалывать и иногда помогать ему выжить.

Смотреть на e-learning нужно иначе:
1) Нет электронных курсов самих по себе. Это комплекс мер, как бы не литературно это не звучало. Это события, которые будут до, в процессе и после.
2) Нельзя просто взять и разработать курс, потому что это выброшенные время и деньги. Он не будет работать, потому что в нем на самом деле нет обучения, в нем - только информация, которая для обучения может использоваться. Может быть набор курсов и модулей еще можно как-то рассматривать, но один курс - нет.
3) Над любым значимым e-learning проектом должна работать команда, которая на самом деле по большей части может вообще не иметь к e-learning отношения. Группа людей, которая отвечает за то, чтобы изменилось поведение. Корпоративная культура, маркетинг, структурные подразделения. Нужно создавать среду, в которой изменения смогут произойти.
4) Без общения и совместной работы обучения не будет. Его не будет и без сопровождения. Нужны митапы, книжные клубы, обсуждения и споры - это базовый полив почвы, чтобы растение могло расти.

Обучение работает только как часть системы, в которой элементы связаны. И если вы увидели в коридоре постер про безопасность и вспомнили то, о чем было в курсе, а потом обсуждали с коллегами, что заметили нарушение противопожарки у знакомого в офисе - вот это и есть обучение. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела