Изоляция в электронном обучении - плохо. Изоляция электронного обучения - еще хуже. Оно не может существовать само по себе. Ни один электронный курс никогда не будет работать, если он сам по себе, а слушатель в нем - в полном одиночестве. Нужен опыт, набор мероприятий, которые будут работать вместе.
Создается курс по пожарной безопасности. Но он не будет работать, если до него мы не будем рассказывать о том, как важно знать правила поведения в случае пожара. Эта важность сама по себе в голове слушателя курса не находится. Может быть нам повезет и кто-то действительно на днях про это думал, может быть что-то читал или смотрел и у него есть задел. Но может ли нам так повезти, что все наши сотни и тысячи слушателей окажутся подготовленными? Маловероятно.
Нужна подготовка, предварительная мотивация, формирование ценности новых знаний. И чем более важная для компании тема, тем серьезнее должна быть подготовка. С точки зрения проектирования обучения - это формирование уже имеющихся предыдущих знаний. Подготовка почвы, в которые мы будем сажать наши семена. В неподготовленной почве растут в основном сорняки, а мы хотим выращивать благородные культуры.
Однократного обучения недостаточно. Даже не потому, что за один раз нельзя все понять. За один раз нельзя понять важность, значимость и смысл. За один раз нельзя сформировать ментальную модель. А все больше знаний, которые мы хотим передать, это не просто процессы, процедуры и "делай раз, делай два", это новые поведения. Поведение требует работы над собой. Это путь, иногда длинный. На этом пути нужна поддержка. И тут снова просто электронный курс не справится. Да и e-learning в целом может подвести. Обучение происходит далеко не только во время обучения. Опять нужна поддержка и связь с жизнью. Все новое должно жить не только в курсе. Оно должно быть намного ближе.
Когда обучение закончилось, это тоже не конец. Теперь нужно усиливать, снова поддерживать, развивать и применять. А вы только представьте себе, сколько усилий нужно применить на самом деле, чтобы применить что-то новое и начать делать то, что привычно - иначе. Теперь еще важно и чувство сопричастности, ощущение, что ты не один стараешься, борешься, пробуешь и ошибаешься. Изоляция тут - еще опаснее. Мы провели обучение и ждем, что будет. Но сажая растение даже в подготовленную почву, его нужно удобрять, поливать, пропалывать и иногда помогать ему выжить.
Смотреть на e-learning нужно иначе:
1) Нет электронных курсов самих по себе. Это комплекс мер, как бы не литературно это не звучало. Это события, которые будут до, в процессе и после.
2) Нельзя просто взять и разработать курс, потому что это выброшенные время и деньги. Он не будет работать, потому что в нем на самом деле нет обучения, в нем - только информация, которая для обучения может использоваться. Может быть набор курсов и модулей еще можно как-то рассматривать, но один курс - нет.
3) Над любым значимым e-learning проектом должна работать команда, которая на самом деле по большей части может вообще не иметь к e-learning отношения. Группа людей, которая отвечает за то, чтобы изменилось поведение. Корпоративная культура, маркетинг, структурные подразделения. Нужно создавать среду, в которой изменения смогут произойти.
4) Без общения и совместной работы обучения не будет. Его не будет и без сопровождения. Нужны митапы, книжные клубы, обсуждения и споры - это базовый полив почвы, чтобы растение могло расти.
Обучение работает только как часть системы, в которой элементы связаны. И если вы увидели в коридоре постер про безопасность и вспомнили то, о чем было в курсе, а потом обсуждали с коллегами, что заметили нарушение противопожарки у знакомого в офисе - вот это и есть обучение.
Создается курс по пожарной безопасности. Но он не будет работать, если до него мы не будем рассказывать о том, как важно знать правила поведения в случае пожара. Эта важность сама по себе в голове слушателя курса не находится. Может быть нам повезет и кто-то действительно на днях про это думал, может быть что-то читал или смотрел и у него есть задел. Но может ли нам так повезти, что все наши сотни и тысячи слушателей окажутся подготовленными? Маловероятно.
Нужна подготовка, предварительная мотивация, формирование ценности новых знаний. И чем более важная для компании тема, тем серьезнее должна быть подготовка. С точки зрения проектирования обучения - это формирование уже имеющихся предыдущих знаний. Подготовка почвы, в которые мы будем сажать наши семена. В неподготовленной почве растут в основном сорняки, а мы хотим выращивать благородные культуры.
Однократного обучения недостаточно. Даже не потому, что за один раз нельзя все понять. За один раз нельзя понять важность, значимость и смысл. За один раз нельзя сформировать ментальную модель. А все больше знаний, которые мы хотим передать, это не просто процессы, процедуры и "делай раз, делай два", это новые поведения. Поведение требует работы над собой. Это путь, иногда длинный. На этом пути нужна поддержка. И тут снова просто электронный курс не справится. Да и e-learning в целом может подвести. Обучение происходит далеко не только во время обучения. Опять нужна поддержка и связь с жизнью. Все новое должно жить не только в курсе. Оно должно быть намного ближе.
Когда обучение закончилось, это тоже не конец. Теперь нужно усиливать, снова поддерживать, развивать и применять. А вы только представьте себе, сколько усилий нужно применить на самом деле, чтобы применить что-то новое и начать делать то, что привычно - иначе. Теперь еще важно и чувство сопричастности, ощущение, что ты не один стараешься, борешься, пробуешь и ошибаешься. Изоляция тут - еще опаснее. Мы провели обучение и ждем, что будет. Но сажая растение даже в подготовленную почву, его нужно удобрять, поливать, пропалывать и иногда помогать ему выжить.
Смотреть на e-learning нужно иначе:
1) Нет электронных курсов самих по себе. Это комплекс мер, как бы не литературно это не звучало. Это события, которые будут до, в процессе и после.
2) Нельзя просто взять и разработать курс, потому что это выброшенные время и деньги. Он не будет работать, потому что в нем на самом деле нет обучения, в нем - только информация, которая для обучения может использоваться. Может быть набор курсов и модулей еще можно как-то рассматривать, но один курс - нет.
3) Над любым значимым e-learning проектом должна работать команда, которая на самом деле по большей части может вообще не иметь к e-learning отношения. Группа людей, которая отвечает за то, чтобы изменилось поведение. Корпоративная культура, маркетинг, структурные подразделения. Нужно создавать среду, в которой изменения смогут произойти.
4) Без общения и совместной работы обучения не будет. Его не будет и без сопровождения. Нужны митапы, книжные клубы, обсуждения и споры - это базовый полив почвы, чтобы растение могло расти.
Обучение работает только как часть системы, в которой элементы связаны. И если вы увидели в коридоре постер про безопасность и вспомнили то, о чем было в курсе, а потом обсуждали с коллегами, что заметили нарушение противопожарки у знакомого в офисе - вот это и есть обучение.
Комментарии