К основному контенту

2018: вид сверху. 2019: куда бежать.

Photo by Anika Huizinga on Unsplash
Из года в год у меня отлично получается подводить итоги, писать в тетрадке находки и выводы. А вот пост написать - намного сложнее. Перед праздниками: закрываем проекты, отмечаем, бегаем. Кто будет читать? После праздников сначала никого нет, а потом ты уже так быстро бежишь, что и не помнишь, что только что был рубеж, были выводы и даже имело смысл ими поделиться. Но что-то новое в новом году должно быть.

2018 был очень важный. Потому что мы научились тому, что сделало нас лучше и сильнее (и меня, и eLearning center). И нет, оно не собиралось нас убить. Просто мы вдруг стали мудрее и вдруг стали замечать то, чего раньше в пылу амбиций и эмоций не видели. Вообще опыт - это прекрасно. Самый невероятный момент, это когда спустя много лет практики и реализации самых разных проектов в голове складывается пазл и теперь ты вдруг понимаешь, как все устроено.

Сделали несколько очень крупных проектов. Теперь окончательно поняли и никогда больше не поменяем свою позицию - аналитика, CustDev и все то, что связано с предварительным анализом целевой аудитории, задачи, проблемы, особенностей и всего остального - это 90% успеха. Да, даже не 50%. Для всего можно найти решение, альтернативу, подход. Но нельзя сделать эффективный, работающий и результативный проект в обучении и, тем более, в e-learning, если предварительно не было анализа. Лучше отказаться от проекта, чем делать то, что никто не понимает и не может понять.

Не ценная аналитика
В какой-то момент аналитика обесценилась. Все уверены, что все всё знают и понимают, что решение единственное, альтернатив у него нет. Зачем тратить время и, что еще важнее, деньги, если и так все понятно, сроки горят и давно можно начинать все делать? В современном обучении сейчас почему-то технологий стало больше, чем людей. Нет, правда, проанализируйте, про что пишут и говорят. Про инструменты, про технологии, про инновации. И все меньше про то, что на самом деле нужно людям на рабочих местах, как им помочь, как сделать их работу лучше не только для компании, но и для них лично. Чтобы понять людей, нужны данные. Их нужно правильно собирать, правильно анализировать и интерпретировать. А это - та самая аналитика, на которую нет ни времени, ни желания. Потому первый вывод о 2018 - много технологий, мало людей.

Спорт в обучении
А еще у нас появился новый вид спорта. Правда, он не в 2018 появился, раньше еще. Но тут окончательно укрепился, и скоро будут проводить соревнования. Спорт "Внедрение инноваций в обучение". Теперь больше нельзя просто предложить внедрение СДО или разработку курса или создание какой-то программы обучения. Нужны инновации, что-то уникальное, не такое, как везде, и не такое, как у других. Некоторые активисты этого вида спорта даже в качестве критериев на тендере обозначают "Удивление". Подрядчик должен удивить заказчика. Не понятно только, по какой шкале удивление измеряется. Шириной зрачка в момент презентации решения? Или?

В какой-то момент в прошлом году я переводила статью Марка Розенберга, который завершил ведение регулярной колонки про e-learning. Там, в оригинале, была прекрасная фраза "[...] We are strong advocates of learning technology. But sometimes, we advocate too much". “Мы сильные защитники технологий обучения. Но иногда мы защищаем их слишком сильно”. Это не только наша национальная проблема, хотя иногда кажется, что в этом виде спорта мы занимаем лидирующие позиции. Не все новое обязательно будет эффективным и полезным. Любая инновация в обучении должна быть обдуманной и осознанной, потому что за всем стоят люди. Им нужно будет учиться, получать нужные, скорее даже жизненно необходимые, знания, удерживаться на своем рабочем месте, пытаться получить не только оклад, но и бонус. У них, у сотрудников, от этих наших инноваций очень много всего зависит. Ставки высокие.

Победа сроков над качеством
Если же решение не инновационное, то оно автоматически приравнивается к очень простому. Чему-то более-менее новому позволено требовать время и ресурсы на внедрение. Все уже ранее известное - быстро и просто, а самое главное, исключительно дешево. Ладно, про последнее можно особенно не говорить, потому все всегда хотят меньше тратить и больше получать. Но вот про простоту и сроки - дело непростое. Мы сейчас с вами работаем в условиях очень большого давления сроков над результатами.

Проекты плохо спланированы, реальность не учитывается. В том числе потому, что аналитику не проводим, ничего не проверяем. Самый простой пример: время на создание курса - 3 месяца. Время на проведение тендера и закупочной процедуры - 2. В задачке спрашивается, за сколько месяцев до момента запуска курса мы должны начать отбор поставщиков, процедуру закупки и прочие формальности? Правильно - за 5 месяцев. А начинаем? За 3. И понятно, что когда уже не просто все сроки горят, а когда уже всем все обещано и объявлено, когда уже все столько раз переносилось и откладывалось, что даже самые смелые и рисковые не смогут сказать, что нужно еще 2 месяца, в этот момент из проекта выбрасывается все, что только можно. Как с тонущего корабля, весь балласт, чтобы удержаться на плаву. Аналитика, CustDev, пилотный проект, тестирование на малой группе - балласт. И не только при разработке курсов. При выборе СДО, при внедрении вебинаров, везде - сроки становятся важнее качества и потенциального результата.

Решение само по себе
Почему-то сложилось мнение, что e-learning может жить сам по себе, что все так быстро и так просто, что и обращать внимания не нужно. Разочарования в этой части не заставляют себя ждать долго. Внутренний заказчик ждет результатов, все, что получается сделать, на этот результат совсем не похоже, и вот тут вопрос - может быть, стоит в новом году заняться планированием "по-взрослому", как будто от e-learning зависит что-то действительно важное?

Кстати, именно потому, что все очень быстро и очень просто, ответственные за e-learning почему-то стали в процесс вовлекаться все меньше и меньше. Часто все сводится к простейшей координации, без вникания в детали и тонкости. Может и ладно, только вот если мы хотим людей мотивировать, вовлекать в обучение, то и сами должны своим проектом увлечены не меньше. Восторг заразителен. И нет, тут дело не в инновациях. Тут нужна каждодневная поддержка, участие, вовлечение. Пост в социальной сети портала, пост в телеграме, комментарий в обсуждении. Не будет жить тот проект, который своим создателям не нужен. Вовлеченность тех, кто отвечает за e-learning - ключевой фактор успеха. Мы должны этим жить, в этом вариться. И если это так, тогда можно говорить про мотивацию всех остальных. Но если мы хотим запустить систему бейджиков и статусов, раз в неделю смотреть на статистику и радоваться приросту - то лучше даже не начинать. Обучение нельзя автоматизировать.

Полная самостоятельность
Про участие экспертов и кураторов - то же самое. Нельзя написать текст, проверить сценарий и получать результаты обучения. Обучение должно быть опытом, процессом, действием. Это не будет происходить без участия ответственного. Представьте себе такой очный тренинг, где тренер пришел, теории рассказал, а дальше все участники сами и на группы поделились, и активности придумали, и в них поучаствовали, и сами себе обратную связь дали. Смешно? Мне тоже. Тогда почему мы в e-learning ожидаем чего-то иного? Мы же от тренера хотим активностей, вовлеченности, обратной связи и не только. А тут предполагаем, что обучение произойдет само по себе, без нашего участия и без нашей помощи. Нет, так не будет, потому что никакие технологии так драматически не меняют то, как мы учимся. Нам нужна группа, единомышленники, чувство сопричастности и еще много всего того, чего нет в стандартном электронном курсе и никогда не будет. Да, такой подход к e-learning сразу переводит его из разряда простых и дешевых в разряд дорогих и достаточно сложных. Но кто сказал, что обучение это просто?

Тренды 2019, которые следуют из того, над чем нам важно работать.
Потому что тренды в привычном виде - не совсем то, что нам нужно.

№1. Нужно анализировать, изучать и проверять. Задачу обучения, целевую аудиторию, проблему компании и наиболее оптимальные инструменты. Не должно быть у нас проектов, которые начинаются сразу с разработки.
№2. Мы должны знать свою целевую аудиторию. Кто они? Что им важно? Почему они учатся или будут учиться? Как связано их благополучие с результатами и эффектом от обучения? Какие у них возможности? Какие барьеры? Обучение = люди, не технологии.
№3. Планирование. Да, тогда, когда про управление временем все уже пошумели, нам нужен такой тренд. Планирование проектов, планирование e-learning года в компании. Заранее, детально. Потому что не должны сроки определять результат проекта. Не профессионально это.
№4.Обучение как опыт. Разнообразный, социальный, активный. Потому что обучение без опыта - в лучшем случае информирование. Должны быть события, мероприятия, впечатления.
№5. Наша роль имеет значение. Нам нельзя оставаться в стороне, нельзя быть простыми координаторами, мы должны быть частью процесса. Это не только важно для проекта, это важно для нас самих, потому что иначе - нас не видно.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около