К основному контенту

Конференция OEB 2018: впечатления

Когда-то она называлась Online Educa Berlin, а потом сократилась до OEB и номера года, видимо в дань тому, что у современного слушателя мало внимания. Это была моя 10 или 11 поездка на эту конференцию. После большого перерыва в несколько лет в этом году я увидела в программе экспертов, за которыми обычно нужно ехать в США, а это, как вы прекрасно понимаете, несколько сложно. Конечно, нахлынули воспоминания - моя первая Educa, мне еще только 16, у меня бейдж участника конференции, невероятное количество интересных стендов и докладов, огромная новогодняя елка в фойе отеля и рождественские базары в городе.

За прошедшие 20 лет в целом ничего не поменялось: елка в фойе стоит (правда теперь она кажется не такой большой), глинтвейн на базаре наливают, общее ощущение праздника присутствует. OEB сократилась в названии и в буклете с программой, но сильно выросла в размерах выставки и обзавелась собственным мобильным приложением. Количество параллельных секций все еще 15-16, а общее число участников - около 2000. Разнообразие секций заставляет постоянно задавать себе вопрос о целях и ценностях, чтобы определить, куда именно идти. Хорошее упражнение, кстати. На каждого участника повесили штрих-код, а стендистам выдали сканеры - обмениваться визитками больше не нужно, посетителя сканируют и отправляют все материалы на почту, которую указали при регистрации.

Нашла на архивных полках программы и сборник статей за 2002,  2005 и 2006 год. 

Лейтмотив содержательной части мероприятия - роботизация и навыки, которые нужны будут людям, чтобы быть успешными в современном мире. Компании и университеты в один голос говорят о том, что мир меняется, а обучение за ним не успевает и далеко не всегда получается готовить людей так, чтобы они были в современном мире востребованы, успешны и чувствовали себя комфортно.

Четыре новых навыка, про которые говорили практически все, кто затрагивал тему современного обучения и новых компетенций:

  • решение комлексных задач; 
  • критическое мышление; 
  • креативность; 
  • эмпатия. 


Есть опасения, что учебные заведения не готовят людей к тому, что на самом деле их ожидает на рабочем месте. Мало кейсов, мало практики, мало того, что будет на самом деле на рабочем месте. Сертификация (не только университетская) очень формальная. И по сути, любой сертификат сегодня говорит только о том, что на момент его получения владелец был в состоянии ответить на определенные вопросы и ничего не говорит о том, что этот человек может сделать сейчас и в условиях конкретного бизнеса.

Важная особенность современных слушателей, да и вообще нас всех вместе взятых - меньше запоминаем. Намного меньше. Попробуйте проверить на себе: много ли вы стараетесь запомнить, когда под руками есть интернет? Если мы видим, что сами стали иначе работать с информацией и меньше запоминать, то такие же изменения будут и у наших слушателей. Слушатели - не ОНИ, а МЫ. Тот самый случай, когда все одинаковые. А вот обучение по сей день нацелено в основном на запоминание. Особенно корпоративный e-learning. Практики не много, совместных мероприятий - почти нет. Тексты, графика, тесты, видео, даже самые интерактивные форматы в основном нацелены на запоминание материала, в то время как запоминать его никто не собирается, особенно зная, что все можно найти в интернете или в корпоративных источниках.

Каким должно быть современное обучение:
- инструменты доставки должны быть простыми: под рукой, пару движений и нужная информация уже открыта. Проста технологий, простота и скорость навигации, материал, который можно воспринимать быстро и просто;
- материалы нужно упрощать: предложения проще, слов меньше, структура прозрачнее. Фокусироваться слушателям сложно, у них много отвлечений и если мы не приложим усилия к обработке материалов, скорее всего - ничего в голове не останется;
- обучение должно быть социальным: общение, совместная работа, реалистичные кейсы и проекты. Сейчас до 95% участников бросают онлайн обучение потому, что в нем не хватает социальных составляющих. Но еще более важно, что именно в процессе общения по теме и вокруг нее будет происходить обучение, изолировано учиться очень сложно. А еще сложнее - потом применять в реальном контексте, где тоже будут люди.

При этом есть однозначная уверенность в том, что все обучение не может быть развлекательным и увлекательным. Потому что увлечение - это личный выбор. Только человек сам может принять решение о том, будет ли он получать от процесса удовольствие или нет. Один и тот же контент с разным настроем может восприниматься совершенно по-разному. Играть хочется не всегда, развлекаться тоже. Обучение же это сложно, долго и больно. Это усилия, это инвестиции личного времени. В обучении всегда должны быть неудачи, провалы. Не может быть успеха без неудачи. Нужно ошибаться, чувствовать себя глупым и потерянным, ничего не понимать, чтобы действительно научиться. Все это - нормальные составляющие успешного обучения. А если говорить про удовольствие от обучения, то оно должно быть в том, что что-то получилось, появились новые навыки и возможности, что-то удалось сделать. Это не значит, что все обучение должно состоять только из сложных текстов и тестов. Но и попытка бесконечно развлекать слушателей всеми доступными способами к обучению и осознанию перемен тоже не приводит.

Вместе с изменением мира и компаний меняется роль специалистов по обучению. Теперь это больше продюсер, человек, который проектирует учебный опыт. Не писатель, который составляет курсы. Это человек, который будет для заданной учебной задачи искать наиболее оптимальные инструменты не только доставки знаний, но и обучения в целом. Он отвечает на вопрос - Что нужно для того, чтобы человек осознал, понял, принял, начал использовать? Как организовать не только обучение, но и сопровождение этого обучения? Как сделать так, чтобы в нужный момент у нужного человека была та информация, которая позволит ему выполнить свою задачу качественно?

Обучение сегодня сильно проигрывает от попытки все сделать к определенному сроку. Люди, которых мы учим, совсем не так просты и понятны, как нам кажется. А потому любой важный для компании проект требует проб и ошибок, пилотов и экспериментов, чтобы понять, какими именно способами можно достигать поставленных целей. Сроки тоже имеют значение, но при планировании проекта эксперименты должны быть заложены.

Меняется роль специалиста по обучению и в части работы с заказчиком. Понимая, насколько сильно обучение может повлиять на эффективность компании, мы должны иначе строить работу. Выявлять проблему, а не поддаваться запросу на создание "простого курса". Задавать многочисленные "Почему?" и искать причину, источник проблемы. Ее и решать. И тогда у нас не будет часовых видео-лекций вместо памятки на 1 лист, не будет сложных интерактивных проектов там, где обучение вообще не будет работать. Кстати, про видео - несколько раз прозвучала мысль о том, что начав снимать видео мы пошли самым простым путем и скопировали тот формат, в которому привыкли. При том, что оригинал никогда не отличался своей эффективностью.

Самое ценное всей OEB 2018 - пища для размышлений, мысли и вопросы, ответов к которым сразу нет. Каким будет обучение дальше? Как развивать креативность и эмпатию? Как создавать обучение, которое не будет работать только на запоминание, а позволит формировать более сложные и важные навыки? Как сделать так, чтобы коммуникации и совместная работа в обучение вернулись?

И да, очные мероприятия точно будут жить - потому что нет ничего прекраснее, чем быть в зале с другими 2000 коллегами по цеху и вместе смеяться над шуткой докладчика.

P.S. По ходу дела писала заметки в Телеграм, их можно найти по ссылкам:
- Пленарное выступление Эллиотта Мейзи
- Еще одна пленарка
- Дебаты про развлечение в обучении
- Еще одна стенограмма выступления Мейзи

Канал "Живое обучение" живет тут.

И немного профессионального юмора от немецких коллег

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела