К основному контенту

Смотреть или не смотреть: Когда видео в обучении будет работать?

Коллега по цеху, Владимир Казаков, написал про своё небольшое исследование про видео и текст (Обзор обсуждений по теме в чате Телеграма Digital Learning). Оказалось, что текст явно заслуживает большего внимания, чем видео. Вслед за этим в сообществе организовалась активная дискуссия, по итогам которой пришли в выводу, что относительно эффективности видео нужно задуматься.

Почему? Это ведь не первая новость про это, коллеги из штатов уже год как говорят, что люди открывают видео в первую очередь, но не смотрят до конца, даже до середины не доходят. Зато читают текст. Почему?

В отличии от текста в видео сложно ориентироваться. Статью, даже книгу можно просканировать, пробежать, понять о чем она и потом вернуться в начало и начать внимательно читать. Или читать только какие-то части. Видео же - последовательное изучение, требующее концентрации. Для концентрации нужна мотивация, нужно желание разбираться, время и возможность.

Часть текста же можно скопировать и сохранить, в бумажном и в некоторых электронных форматах - можно выделить важное, сделать заметки на полях. За видео нужно записывать, останавливать. Чем динамичнее ролик, тем сложнее его контент анализировать и запоминать. Попробуйте сами, останавливать и запускать, возвращаться назад по несколько раз, если мысль оказалась сложная для запоминания и восприятия. Некомфортно, неудобно.
А ещё у вас должны быть наушники, тишина или согласие людей рядом на просмотр.

Пару месяцев назад мне приспичило приготовить дома одно австрийское блюдо. Кайзершмаррн. Это такой сладкий то ли блин, то ли омлет. Выглядит как омлет, а вот по вкусу должен быть блин. Этот самый блин первый раз вышел закономерным комом. Со вкусом омлета. Текстовый рецепт, на русском. Энтузиазм не угас. Нашелся видео-рецепт от немецкой бабушки на немецком языке и оказалось, что все так просто, что смешно. Было видно, как делать и несколько очень конкретных деталей. Тут видео имеет значение, потому как чтобы научиться готовить нужно смотреть, наблюдать. Это моторика во многом. Но вот дальше нужен будет просто рецепт. К нему вы вернетесь много раз, если блюдо понравилось и вы собираетесь его готовить дальше. Кроме отдельных исключительных случаем, чего-то невероятно сложно, дальше все равно нужен будет текстовый рецепт, в котором не нужно будет перематывать 100 раз, чтобы проверить, сколько где нужно минут и граммов и в какой последовательности все это смешивать. (В чате сообщества про это тоже был отличный комментарий от коллеги)

Снова вопрос - почему видео так активно используется? Потому что это точная копия давно известного формата - лекции. Нам понятно, быстро и просто его создавать, и мы решили, что этим обязательно нужно воспользоваться. А динамичные ролики очень похожи на клипы и на рекламу, к которой мы тоже все привыкли и которая держит внимание. Только вот для обучения не подходит ни лекция, ни ролик. Студенты на лекции спят, а ролики мы вообще не смотрим дальше 40 секунд.

Совсем отказываться от видео не стоит. Демонстрация моторных навыков в таком формате будет очень эффективна. Увидеть, как это делать на самом деле, что к чему прикручивать, что за чем упаковывать. Желательно в реальном рабочем пространстве, с реальными коллегами, на реальной продукции. Без украшений и попыток сделать из видео художественный фильм. Понимая, что видео нужно сопровождать: нужны конспекты, последовательные инструкции, схемы и практические задания, все те элементы, которые необходимы для обучения.

Видео может работать и как информационный канал, как трансляции в FB и в инстаграмме. Короткие, персональные, но не требующие глубокого погружения и восприятия. Это хороший инструмент поддержки осведомленности в процессе обучения или после него, как линия сопровождения. Например, есть программа по финансам, большой, несколько модулей, обучение идет через СДО, курсы, тексты, статьи, книги и все прочее. Одновременно с ним эксперты пару раз в неделю сами себя записывают, делают небольшие трансляции или подкасты в группе соц.сетях или в канале в мессенджере или еще где-то. Коротко, комментарии к актуальным событиям в связке с темой программы, обзоры каких-то публикаций, личное мнение. Можно подключать слушателей. Такое использование может очень хорошо оживить процесс обучения.

Вывод очевиден и он такой же, как и про любой другой инструмент в любом формате обучения - ему нужно найти свое место и свое время. Нужно понимать, как учится целевая аудитория и самое главное - какая у них проблема, какая задача обучения. Потенциальный процесс использования - слушать, смотреть, записывать, запоминать. Это в обучении. Такой же процесс потом в работе - как применять, как использовать, что именно делать. И для видео есть много прекрасных задач, где оно даст нужный эффект. И такое же количество задач, где замена на простой текст будет решением куда более правильным. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около