К основному контенту

Яндекс.Учебник: новый инструмент и мысли о современном обучении


Неожиданно получила приглашение от Яндекса на запуск Яндекс.Учебник. Еще более неожиданно - нашлось время сходить. Прекрасное ощущение - посидеть в зале и внимательно послушать людей, которые любят то, о чем они говорят и то, что они делают. Им нравится, они верят и это заряжает. Да, меня все равно смущает применение технологий в обучении маленьких детей (пока Учебник - это интерактивные задания по 2м предметам для 2-4 классов). Пытаюсь примерить на сына-первоклассника. Не очень получается, но это скорее личное, субъективное. 

Очевидна одна мысль - нашим детям (да и нам самим) нужно быть готовыми к постоянному потреблению знаний. Значительная часть из них точно будет в электронном виде. И чем раньше человек научится учиться именно в таком виде, тем больше шансов на успех. Не только детям важно, не только подросткам. Всем нужно, если хотим иметь свое место под солнцем. E-learning и все, что с ним связано, тут уже точно останется, в том или ином виде. 

Тут важный момент - нужно учить учиться, фокусироваться и пользоваться электронной информацией. Поиск, фильтрация, классификация. Умение отделить качественные материал от некачественных, проверять источники. Это серьезный новый навык. Не только для детей. Еще умение фокусироваться. Потому как в процессе использования даже очень интересного и удобного инструмента возникают отвлечения. Кстати, я тут поймала себя на мысли, что стараюсь ставить приложения и не пользоваться браузерными версиями программ (планирования, почта, управление проектами, даже мессенджер для facebook), потому что иначе очень сильно отвлекает. Заходишь на FB ответить на сообщение, а возвращаешься через 15 минут с устойчивым желанием удрать к морю, потому что у них там, в ленте, море, а у меня тут мороз и работа. 

А умение фокусироваться - это трюки и тренировка. Навык, который нужно развивать. И чем больше всего электронного, тем сильнее он нужен, потому что мозг не многозадачен, устает от переключений и эффективность его сильно снижается при попытке сделать 5 дел одновременно. 

Новые навыки обучения, самостоятельного обучения и работы с информацией - это та часть обучения сегодня, на которую обращают мало внимания. А нужно бы. 

Возвращаюсь к Яндекс.Учебнику. Еще одна мысль, очень близкая. Любая технология должна не увеличивать нагрузку ученика и учителя, а наоборот - снижать ее. Время, которое освобождается - нужно использовать по делу. Детям - больше отдыхать. Учителям - больше думать об учениках, не об отчетности и регламентах. Это шанс сделать обучение более персонализированным. А детский отдых - верный пусть к эффективному обучению. Тут речь даже не об инструмент, потому как Учебник пока имеет только 2 предмета, может помочь, но сильно все изменить не сможет (давайте будем правде в глаза смотреть), но важна сама идея, философия. 

Наши дети сейчас учатся больше, чем мы с вами работаем. С учетом той когнитивной нагрузки, которая возникает при освоении чего-то принципиально нового (чего на работе мы почти не делаем, если честно), ребенок устает не только от времени, которое затрачено на обучение, но и от постоянного «думательного» процесса. Что в итоге и приводит к тому, что начинают считать ворон, а также прослушивать в прямом и переносном смысле. Мотивация падает, ребенок становится нервным, неусидчивым, покладистость падает. Попробуйте сами одновременно осваивать 5-6 предметов и ходить еще в пару секций и студий, а приходя домой делать обязательную домашку, отказаться от которой нельзя. 

В школе есть очень важные моменты: социальные. Отношения в классе, отношение с учителем. Вот этому действительно нужно уделять внимание и идея, которую коллеги из Яндекса закладывают в свой инструмент именно в этом, попробовать освободить время для самого главного и ценного. А еще создать менее токсичную учебную среду. Например, вопрос повтора того, что не очень получилось. В текущем варианте в школе это можно сделать или самостоятельно дома (тут кто-то должен подсказать) или остаться после школы (если нет других занятий и есть возможность у учителя). На уроке все уже идут вперед, ты не понимаешь и часто не только остаешься за бортом, но и оказываешься не в самом выгодном положении. Инструмент Яндекса дает возможность учителю в качестве домашнего задания каждому ученику дать тот набор заданий, который ему нужен, включая и новое и повторы. Отследить прогресс, вовремя помочь. 

На самом деле больше всего мне понравились именно идеи, которые стоят за Учебником. Про экономию времени на монотонные задачи, про использование того, что освободилось для того, что нельзя автоматизировать, совсем нельзя. Это правильный пример определения цели для инструмента. Нет в Яндекс.Учебнике какой-то невероятной технологической инновации - все просто, понятно, аккуратно и удобно, но нет ничего такого уникально нового. Зато есть идеология. И она имеет большое значение. 

________________________________________________________
P.S. Мысли в более коротком формате читайте в телеграмме - https://t.me/prolearning

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела