К основному контенту

Пост №1000: выученные уроки и готовность к поздравлениям

Я бы хотела этот пост начать с какой-то очень интересной, трогательной и, желательно, мотивирующей истории. О том, как все начиналось, почему оно случилось и как развивалось. Но я не могу вспомнить, что было 11 лет назад и почему я написала первый пост в этом блоге. Была уверена, что случилось это летом, а история блога сказала, что первый пост был в мае. Я смутно помню только офис, в котором мы тогда сидели и, как мне кажется, это было утро. 

1000 постов за 11 лет. Примерно 90 постов в год, 1,5 поста в неделю.

Сколько времени уходит на пост? Технически я пишу и публикую его примерно за 30-40 минут, иногда час. Но в большинстве случаев за набором текста и его оформлением стоит достаточно длительное время чтения других источников, книг, разговоров. Я прикинула и поняла, что если в среднем на 1 пост у меня уходит около 10 часов, то у меня точно праздник - я нашла свое призвание (по крайней мере, по версии горячо любимого Сэра Кена Робинсона) и я занималась своим делом 10 000 часов. А еще все остальные тексты, вебинары и все прочее, не считая, собственно работу в этой области и совсем не 8-часовой рабочий день... В общем - есть повод устроить небольшой праздник.

По случаю - выводы. Сначала про тексты, потом про e-learning.
1) Писать тексты нужно. Чтобы разобраться в теме, чтобы погрузиться и чтобы не отставать. Надо писать - надо читать. Просто так из головы весь текст не появляется, да и собственные идеи нужно перепроверять и подкреплять. Чем больше пишешь, тем больше читаешь, тем больше идей, примеров и понимания.

2) Блог - отличный способ проверить, что тема ваша. Больше года продержаться очень сложно, если нет истинного интереса. Я, кстати, всегда была уверена, что не смогу так долго продержаться.

3) Много писать можно, но не всегда. Не знаю, как работают профессиональные писатели, про себя скажу так - пишется, нужно писать, не пишется - нужна пауза. Лайков и прочих положительных счетчиков от постоянных публикаций, конечно, больше. Но те, кто читают постоянно, больше ценят содержание и качество, а не количество. Первые несколько лет я про это не думала, а вот году к 4-5 существования блога нажила себе чувство вины, потому что не было вдохновения, времени, слова не складывались и прочие житейские мелочи. Долго страдала, потом изгоняла (чувство вины), потому что поняла, что я не робот. Стало легче, а сам процесс - намного приятнее.

Теперь про e-learning.
1) E-learning до сих пор воспринимается неверно. Он кажется простым, быстрым, особого внимания не требующим. И все это - большая ошибка, которая приводит таким же большим разочарованиям. Качественный e-learning проект, как и всего его составляющие, требует усилий. Особенно от тех, кто им владеет. Нужно время на анализ, проработку, проектирование, на пробные попытки и, иногда, на переосмысление. Чем выше скорость, тем ниже качество, потому что решения принимаются быстрые, необдуманные, учитывающие меньшее количество мелких, но очень важных деталей. И именно время - это и есть то, что делает e-learning дороже, чем кажется. Во всех смыслах время - это самый дорогой ресурс.

2) E-learning - это всегда система. Даже если мы делаем только один курс, он всегда должен быть звеном в цепочке, частью единого целого. Отдельные продукты, даже самые инновационные и привлекательные, сами по себе не работают. Мотивация, мониторинг эффективности, связь с другими процессами - это только некоторые элементы той системы, которая должна быть построена вокруг даже самого простого курса. Отдельных проектов в e-learning не бывает (или почти не бывает).

3) Интересный проект может быть сделан только при участии его заказчика. 50 на 50. Любой исполнитель не может сделать все и совсем не потому, что у него нет компетенций. Потому что вы не захотите, чтобы в вашей новой квартире, за которую вы платите ипотеку, была бы установлена кухня, которую спроектировал и придумал чужой человек, который вас не знает. Да, вы не будете сами рисовать от нее 3-D модель, но где и какие будут полки, оборудование и все остальное - ваше решение. Это ваш продукт, который будет решать ваши задачи, и вы всегда будете разочарованы тем, что вам предложат, пока не станете частью процесса.

4) E-learning может многое, но далеко не все. Есть задачи, для которых лучше него ничего нет, а есть те, где лучше про него даже не думать. Единственный способ понять, подойдет или нет, ответить на вопрос "Как можно научиться тому, чему мы планируем обучать?". Если ответив на него вы понимаете, что в e-learning есть для этого инструменты, то можно начинать. Для одних задач нужен живой человек, потому что важны эмоции. Для других - нужна группа, чтобы подумать друг о друга и поспорить.

5) Про обучение в целом и про e-learning в особенности появилось очень много мифов. От теории поколений до убеждения, что человек запоминает только 10% из того, что он читает. Об этом я собираюсь написать несколько текстов до конца этого года. Главное же - не верить всему, что говорят. Прочитав Канемана я окончательно убедилась в том, как быстро мы делаем выводы и насколько неверными они порой оказываются. Проверять нужно, лучше на практике.

Самый ценный урок этих 11 лет и 1000 постов: люди - это самое важное в обучении. Методист, педагогический дизайнер, разработчик, руководитель отдела ДО, кто угодно в обучении и в e-learning, постоянно должны помнить именно про людей, про слушателей, про сотрудников. Чем чаще думаем, тем больше видим и понимаем, тем лучше выводы можем сделать и тем точнее решения, которые мы принимаем. Даже когда вам кажется, что новый инструмент или технология совершенно прекрасна, нужно убедиться, что у вас достаточно единомышленников среди тех, кто будет не просто тестировать и пробовать, а реально проходить обучение, пытаясь получить новые знания, и что еще более важно, пытаясь применить все это в реальном бизнес-процессе, с показателями, метриками и под пристальным вниманием руководства.

1001 первый пост я уже заготовила, контент план на осень - готов, ко второй книге приступила. Рада, что вы, дорогие читатели, у меня есть! Люблю e-learning, продолжаю работать в направлении второй тысячи.



Комментарии

Хороший пост, без лишнего умничания и "наукообразия". Спасибо!

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела