К основному контенту

Фантастика или правильно ли мы понимаем значение сторителлинга?

Сложная метафора в обучении - это очень креативный и сложный сюжет, на основе которого слушателю представляется учебный материал. Например, управление проектами на примере запуска ракеты в космос. Или путешествие вокруг света как сюжет для курса по корпоративным ценностям. Сложность заключается в том, что для слушателей сюжет далек от реальности и кроме основной учебной задачи нужно еще попытаться перенести материал из учебного контекста в реальный.

На прошлой неделе я столкнулась с одним интересным примером сложной метафоры. Мы с мужем посмотрели фильм "Первому игроку приготовиться". Входящие данные по фильму весьма убедительные: Стивен Спилберг в  роли режиссера, приличный рейтинг в iTunes и IMDB, все - в пользу просмотра. Потом, рассказывая коллегам про этот фильм, я честно призналась, что к середине фильма у меня кончился Инстаграм, были прочитаны все рецепты и просмотрены все сообщения во всех мессенджерах. До конца фильма был еще почти час.

Художественную ценность фильма оценивать не берусь. Хотя нашлось некоторое количество единомышленников, которые, правда, не осилили и 15 минут. Хочу посмотреть на фильм, как на хороший урок для тех, кто делает курсы.

1) В фильме герои живут в 2х мирах, в реальном и в виртуальном. Как водится, в первом - печаль и все серое, во втором - все отлично и очень ярко. И если в первом мире мне все понятно, то во втором начинаются явные сложности - я не готова воспринимать дружбу между игроком с аватаркой человека и аватаркой "существа", смеси человека, робота и не понятно чего или кого. Может у меня плохо с абстракциями или в фильме проблема с сюжетом. Но скорее всего дело в том, что нет у меня для это ни одной ментальной связки. Нет примеров, ничего созвучного найти нельзя. И вывод - это не про меня, мне не близко, а потому и не интересно.

2) Есть в фильме несколько моментов, которые специально созданы для того, чтобы мы сопереживали. И музыка и постановка кадра и даже паузы - все, чтобы мурашки пробежали, дыхание остановилось и эмоция родилась. А ее нет. Почему? Среда чужая, персонажи не твои, сопереживания нет. Для эмоции нужна почва, что-то, что мне близко, понятно и есть связь со мной.

3) Если вы никогда не играли в такие игры (а я именно к такой категории зрителей отношусь), то половина метафор и сцен в фильме вам вообще понять будет сложно. Я, например, не сразу поняла, почему из виртуальных врагов, если их прибить, сыпятся монетки и почему все так переживают, когда их убивают. Оказывается, в играх можно что-то покупать, чтобы твой герой был сильнее и успешнее. И если тебя убили, то все "добро" пропадает.

Что получается? Делая курс с метафорой в аналогичном стиле мы явно можем сильно промахнуться. А ведь какая прекрасная идея для курса - 2 мира, 2 комплекта героев, в виртуальном мире строим что-то на основе опыта в реальном, или наоборот. Сколько тем можно в такой сюжет завернуть!

Что будет с таким курсом:
- Для определенной части целевой аудитории сюжет и сложная метафора в нем окажутся настолько далеки от жизни и личных переживаний, что в лучшем случае они, как и я, дочитают Инстаграм до конца. В реальности - бросят курс. Что еще более вероятно - дойдут до конца (потому что приказ) и потом на долгое время потеряют всякое доверие к источнику, из которого это обучение к ним поступило;
- Ничего слушатели для себя не вынесут. Потому что не про них, потому что противоречивые эмоции от истории будут доминировать над рациональным, с помощью которого мы запоминаем и связываем материал с реальной жизнью;
- Сопереживание компании и желание быть частью того процесса, про который был курс - будет целью такого курса, которую мы никогда не достигнем. Потому что не могут наши слушатели этой теме сопереживать, они в ней себя не видят.

В отличии от режиссера и инвесторов такого фильма, у нас права на ошибку нет. Кстати, этот конкретный пример скорее всего и не был ошибкой, просто я не совсем не попала в целевую аудиторию (которая видимо 12-18, не старше). Да и потери от просмотра не очень хорошего кино для конечного пользователя - минимальны. Разочарование в худшем случае. Хотя даже тут есть о чем задуматься - я ведь теперь не буду так легко смотреть все, что снял Спилберг, доверие потеряно.

2 истории на 2 разных целевых аудитории мы делать не можем. Одна  - и то дороговата. Тренироваться с темами, которые имеют ключевое значение для компании, не стоит, обучение может не только не иметь эффекта, оно может иметь эффект отрицательный. Любая сложная метафора в первую очередь увеличивает когнитивную нагрузку, заставляет думать про то, какое отношение все эти роботы имеют ко мне и к моей работе. Она может эмоционально отталкивать, а если так будет, то сделать обучение привлекательным мы уже никакими инструментами не сможем.

Чем сложнее история, тем точнее мы должны попадать в целевую аудиторию. А мы действительно ее тщательно исследуем?

Чем сложнее метафора, тем больше мы должны быть уверены, что контент из нее можно будет воспринять и считать. Можем ли мы наши реальные материалы представить в таком виде?

Чем сложнее оформление курса, а оно для сложной метафоры необходимо, тем больше будет "ценителей". А можем ли мы нарисовать так, чтобы все ахнули?

Вопрос на повестке дня - правильно ли мы понимаем, что значит термин "сторителлинг" в обучении? 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...