К основному контенту

Фантастика или правильно ли мы понимаем значение сторителлинга?

Сложная метафора в обучении - это очень креативный и сложный сюжет, на основе которого слушателю представляется учебный материал. Например, управление проектами на примере запуска ракеты в космос. Или путешествие вокруг света как сюжет для курса по корпоративным ценностям. Сложность заключается в том, что для слушателей сюжет далек от реальности и кроме основной учебной задачи нужно еще попытаться перенести материал из учебного контекста в реальный.

На прошлой неделе я столкнулась с одним интересным примером сложной метафоры. Мы с мужем посмотрели фильм "Первому игроку приготовиться". Входящие данные по фильму весьма убедительные: Стивен Спилберг в  роли режиссера, приличный рейтинг в iTunes и IMDB, все - в пользу просмотра. Потом, рассказывая коллегам про этот фильм, я честно призналась, что к середине фильма у меня кончился Инстаграм, были прочитаны все рецепты и просмотрены все сообщения во всех мессенджерах. До конца фильма был еще почти час.

Художественную ценность фильма оценивать не берусь. Хотя нашлось некоторое количество единомышленников, которые, правда, не осилили и 15 минут. Хочу посмотреть на фильм, как на хороший урок для тех, кто делает курсы.

1) В фильме герои живут в 2х мирах, в реальном и в виртуальном. Как водится, в первом - печаль и все серое, во втором - все отлично и очень ярко. И если в первом мире мне все понятно, то во втором начинаются явные сложности - я не готова воспринимать дружбу между игроком с аватаркой человека и аватаркой "существа", смеси человека, робота и не понятно чего или кого. Может у меня плохо с абстракциями или в фильме проблема с сюжетом. Но скорее всего дело в том, что нет у меня для это ни одной ментальной связки. Нет примеров, ничего созвучного найти нельзя. И вывод - это не про меня, мне не близко, а потому и не интересно.

2) Есть в фильме несколько моментов, которые специально созданы для того, чтобы мы сопереживали. И музыка и постановка кадра и даже паузы - все, чтобы мурашки пробежали, дыхание остановилось и эмоция родилась. А ее нет. Почему? Среда чужая, персонажи не твои, сопереживания нет. Для эмоции нужна почва, что-то, что мне близко, понятно и есть связь со мной.

3) Если вы никогда не играли в такие игры (а я именно к такой категории зрителей отношусь), то половина метафор и сцен в фильме вам вообще понять будет сложно. Я, например, не сразу поняла, почему из виртуальных врагов, если их прибить, сыпятся монетки и почему все так переживают, когда их убивают. Оказывается, в играх можно что-то покупать, чтобы твой герой был сильнее и успешнее. И если тебя убили, то все "добро" пропадает.

Что получается? Делая курс с метафорой в аналогичном стиле мы явно можем сильно промахнуться. А ведь какая прекрасная идея для курса - 2 мира, 2 комплекта героев, в виртуальном мире строим что-то на основе опыта в реальном, или наоборот. Сколько тем можно в такой сюжет завернуть!

Что будет с таким курсом:
- Для определенной части целевой аудитории сюжет и сложная метафора в нем окажутся настолько далеки от жизни и личных переживаний, что в лучшем случае они, как и я, дочитают Инстаграм до конца. В реальности - бросят курс. Что еще более вероятно - дойдут до конца (потому что приказ) и потом на долгое время потеряют всякое доверие к источнику, из которого это обучение к ним поступило;
- Ничего слушатели для себя не вынесут. Потому что не про них, потому что противоречивые эмоции от истории будут доминировать над рациональным, с помощью которого мы запоминаем и связываем материал с реальной жизнью;
- Сопереживание компании и желание быть частью того процесса, про который был курс - будет целью такого курса, которую мы никогда не достигнем. Потому что не могут наши слушатели этой теме сопереживать, они в ней себя не видят.

В отличии от режиссера и инвесторов такого фильма, у нас права на ошибку нет. Кстати, этот конкретный пример скорее всего и не был ошибкой, просто я не совсем не попала в целевую аудиторию (которая видимо 12-18, не старше). Да и потери от просмотра не очень хорошего кино для конечного пользователя - минимальны. Разочарование в худшем случае. Хотя даже тут есть о чем задуматься - я ведь теперь не буду так легко смотреть все, что снял Спилберг, доверие потеряно.

2 истории на 2 разных целевых аудитории мы делать не можем. Одна  - и то дороговата. Тренироваться с темами, которые имеют ключевое значение для компании, не стоит, обучение может не только не иметь эффекта, оно может иметь эффект отрицательный. Любая сложная метафора в первую очередь увеличивает когнитивную нагрузку, заставляет думать про то, какое отношение все эти роботы имеют ко мне и к моей работе. Она может эмоционально отталкивать, а если так будет, то сделать обучение привлекательным мы уже никакими инструментами не сможем.

Чем сложнее история, тем точнее мы должны попадать в целевую аудиторию. А мы действительно ее тщательно исследуем?

Чем сложнее метафора, тем больше мы должны быть уверены, что контент из нее можно будет воспринять и считать. Можем ли мы наши реальные материалы представить в таком виде?

Чем сложнее оформление курса, а оно для сложной метафоры необходимо, тем больше будет "ценителей". А можем ли мы нарисовать так, чтобы все ахнули?

Вопрос на повестке дня - правильно ли мы понимаем, что значит термин "сторителлинг" в обучении? 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.
У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает ч…

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло.

Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты.

1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В.
2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий.
3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных.
4. Выбирайте ответы в середине. Многие…

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сн…