К основному контенту

Сколько стоит разработка электронного курса?

Сколько на самом деле времени создается курс? (и сколько он должен стоить, как следствие)

Внутренняя разработка курсов страдает от высоких ожиданий. Курс нужен за неделю. Заказчик страдает от того, что курс не работает и не учит. Внешняя разработка не может обосновать стоимость. Потому что нет общего понимания, сколько на самом деле создается курс.

За основу для расчетом возьмем длительность курса для слушателя, так называемое посадочное время. Пусть это будет 1 час. Из чего состоит 1 час среднего электронного курса:

  • около 50 слайдов, теория и практика
  • 50 слайдов = 40 000 знаков (примерно по 800 на экран в среднем)
  • 40 000 это около 22,2 страниц текста
Как правило, исходный материал при создании курса сокращается на 50% за счет различных хитростей методиста-сценариста. То есть на старте для анализа и обработки будет 44-45 страниц, это как минимум.
Сам по себе электронный курс может быть разного уровня сложности. По опыту коллег, которые, кстати, провели весьма полезное исследование (посмотрите не только выводы, но и полную версию), разделим курсы на 3 уровня сложности:

  1. Уровень 1. Базовый курс. Текст, базовая графика, проверочные задания. Без уникального интерактива. В основе - использование полностью готовых шаблонов. 
  2. Уровень 2. Средний курс. Это курс уровня 1 + 25% дополнительных интерактивных компонентов. Тоже в основном на шаблонах, но более интерактивный (интерактивности тут тоже по шаблонам) 
  3. Уровень 3. Уникальные, кастомизированные e-learning проекты, с геймификацией, играми и прочими фишками. 
По тому же исследованию посмотрим данные по времени разработки: 
  • Курс уровня 1 - в среднем 84 часа на 1 час времени слушателя; 
  • Курс уровня 2 - в среднем 193 часа на 1 час времени слушателя; 
  • Курс уровня 3 - в среднем 474 часа на 1 час времени слушателя. 
Тут стоит заметить, что большинство курсов в России, которые создаются на заказ внешним подрядчиков сразу попадают на Уровень 3: для любого проекта рисуется уникальная графика, все, включая плеер курса, всех персонажей и все общее оформление, сделанное в корпоративном стиле. То есть даже если сам по себе курс по типу подачи будет на уровне 1, то по трудозатратам его относить нужно или на второй или на третий уровень - именно из за сложности графики и времени на нее. Многие курсы внутренней разработки тоже сильно не первого уровня, а, как минимум, второго. 

Вот тут примеры того, как наши западные коллеги видят разделение по уровням. Уровни тут те же, что и в исследовании. 

Теперь посмотрим, что получается - среднее время разработки 1 часа среднего курса составляет 250 часов. Пусть у нас с вами будет такой смешанный курс: качественные слайды, немного анимации, достаточно интерактивно (скажем 30-40% от курса) и уникальная, но при этом простая графика. 

250 часов это чуть меньше 1,5 человеко-месяцев. Большинство работ по созданию курса выполняются только последовательно, то есть параллельно делать почти ничего не получается: сначала аналитика и проектирование, потом графика, потом сборка, тестирование и все прочее. И сюда не включено время на согласование каждого этапа с заказчиком, которое по опыту добавляет еще около 40% времени длительности проекта - 350 часов или 2 человека-месяца. 

Итого получаем, что быстрее чем 2 месяца курс 1 час сделать не получится. 30 минут - около 1 месяца, что очевидно. По затраченным часам сюда еще очень условно включено видео, потому что в том исследовании, на которое я ссылаюсь оно есть в проектах, на которые уходит от 450 часов. 

Все цифры честно перепроверили на реальных проектах. Исключительно оптимистичные показатели, в которые точно не включены правки и изменения материала по ходу. 

Хочется перевести все в деньги. Тут подставляем часовые ставки по видам работ и картинка становится понятной. 

Но дело даже не в деньгах, а именно в сроках создания, которые закладываются. Курс, который захотят проходить, которому станут доверять и после которого что-то изменится, требует времени на разработку. 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела