К основному контенту

Научись, если сможешь

Как давно вы учились чему-то новому? Только действительно новому, а не чему-то, что ложится в вашу текущую картину знаний. Например, осваивали новый вид спорта? Или пробовали научиться играть на каком-то музыкальном инструменте? Если это было недавно, то вы легко сможете себя почувствовать на месте тех, кого учим мы.

Спорт и игра на музыкальном инструменте - два самых хороших примера для иллюстрации нескольких важных тезисов про обучение:
  • Обучение требует очень больших когнитивных усилий и времени; 
  • Обучение - это много практики и мало теории; 
  • Обязательно нужна обратная связь в процессе практики; 
  • Обучать могут не все. 
Обучение - это большая когнитивная нагрузка. Особенно, если человек сталкивается с предметной областью первый раз. Вы никогда не катались на горных лыжах. Вы никогда не играли на гитаре.

Источник когнитивной нагрузки - отсутствие у мозга единой схемы извлечение навыка. Каждый раз новичок извлекает каждое действие отдельно, проверяя и то, что он извлекает правильное действие, в нужной последовательности, а также проверяя, что это действие было сделано правильно. На каждое, даже самое незначительное действие, выполняется большой и очень для мозга затратный процесс:
  • Какой сейчас этап? 
  • Какое действие я сейчас должен сделать? 
  • Точно это действие? 
  • Сейчас я правильно это действие сделал? 
  • Что мне нужно сделать дальше? 
До тех пор, пока все эти действия не будут мозгом извлекаться как единая схема, "аккорд", "поворот", нагрузка будет ощущаться даже физически. 

Обучение - это много практики. Она, практика, нужна для снижения когнитивной нагрузки в первую очередь. Чем больше тренируешься, чем чаще мозг пользуется информацией и создает нужную нам ментальную схему. Без практики извлечение не происходит, а это значит, что информация быстро забудется или будет доставлять очень много дискомфорта в использовании, потому что каждый раз будет подскакивать когнитивная нагрузка.

Обучение новичков и тех, у кого уже есть какой-то опыт в теме, сильно отличается. Потому что есть схема извлечения и есть куда привязывать информацию. Для новичка нужно время. Больше практики, монотонной, однообразной практики, чтобы сначала сформировать основы. Затем уже более широкий набор практики, разные стороны применения изученного, попытка применить созданную схему в новом контексте.

Чем выше уровень слушателя в теме, тем больше толку будет от теории, потому что он сможет самостоятельно практиковаться, причем в процессе изучения - примеряя то, что он изучил, на то, что он уже знает и делает, понимая, что будет работать, а что нет. Новичок этого сделать не может, потому что нет схемы и нет опыта.

В процессе практики нужна обратная связь. Пока у меня нет опыта, у меня нет внутренних, интуитивных критериев того, что верно, а что нет. Вот едет лыжник и спину держит не так. Если этот лыжник катается лет 15, то он сам поймет, что спина не так стоит, потому что ему поворачивать будет сложно, потому что равновесии будет страдать. А вот лыжник со стажем 3 дня не поймет этого никак, потому что у него для для этого нет никаких инструментов. Тут как раз и нужна обратная связь, например, тренер, который подскажет, на что обратить внимание.

Если у нас с вами электронный курс, то практика в нем - это тренажер, серия заданий, практикумы. В них мы смотрим только на то, правильно или неправильно человек ответил. А нам нужно посмотреть на процесс принятия решения. Задания должны быть из нескольких действий, анализировать нужно все принятые действия и давать обратную связь по всем.

А потом будет реальная практика. Когда слушатель пойдет и будет пробовать сам. Тут нужен кто-то, кто вовремя успеет сказать, что, мол, ты не правильно держишь спину.

Но хорошую обратную связь может дать только тот, кто умеет это делать. В смысле, умеет давать обратную связь. Недостаточно быть экспертом. Я могу прекрасно играть на гитаре, могу прекрасно кататься на лыжах, но вот смогу ли передать эти знания другому? Могу ли придумать метафоры для более быстрого восприятия? Могу ли правильно объяснять причинно-следственные связи? Если я что-то сама освоила, это совсем не значит, что я могу это передать другому. Если вы занимаетесь каким-то спортом, попробуйте ради эксперимента разобрать крупные действия на более мелкие, продумать, чему именно новичку нужно будет научиться, а потом придумать, как все это правильно подать. Да, эксперт может показать, привести отличный пример, но нет никакой гарантии, что он может учить.

Когда мы создаем программы обучения, нам нужно смотреть на свой опыт. На то, как мы сами учимся, сколько нужно для этого усилий. И хорошо понимать, что человек, который учится, находится не в самом приятном для него положении. Сколько усилий нужно кассиру, чтобы начать использовать новое ПО или кассовый аппарат? Сколько времени и практики нужно, чтобы клиент даже не заметил, как ему сделали счет? А если это физический навык? А если переучивать? Это не только время, но очень большой самоконтроль, потому что нужно себя отловить в момент, когда ты действуешь так, как хочет делать твой мозг, привычно извлекая понятную и легко доступную схему.

Может ли в такой ситуации обучение длиться 30 минут? Что это на самом деле такое - курс, в котором за 30 минут дают все принципы информационной безопасности? Или все методы управления временем? Мы точно уверены, что это имеет отношение к обучению? 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.
У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает ч…

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло.

Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты.

1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В.
2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий.
3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных.
4. Выбирайте ответы в середине. Многие…

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сн…