К основному контенту

Научись, если сможешь

Как давно вы учились чему-то новому? Только действительно новому, а не чему-то, что ложится в вашу текущую картину знаний. Например, осваивали новый вид спорта? Или пробовали научиться играть на каком-то музыкальном инструменте? Если это было недавно, то вы легко сможете себя почувствовать на месте тех, кого учим мы.

Спорт и игра на музыкальном инструменте - два самых хороших примера для иллюстрации нескольких важных тезисов про обучение:
  • Обучение требует очень больших когнитивных усилий и времени; 
  • Обучение - это много практики и мало теории; 
  • Обязательно нужна обратная связь в процессе практики; 
  • Обучать могут не все. 
Обучение - это большая когнитивная нагрузка. Особенно, если человек сталкивается с предметной областью первый раз. Вы никогда не катались на горных лыжах. Вы никогда не играли на гитаре.

Источник когнитивной нагрузки - отсутствие у мозга единой схемы извлечение навыка. Каждый раз новичок извлекает каждое действие отдельно, проверяя и то, что он извлекает правильное действие, в нужной последовательности, а также проверяя, что это действие было сделано правильно. На каждое, даже самое незначительное действие, выполняется большой и очень для мозга затратный процесс:
  • Какой сейчас этап? 
  • Какое действие я сейчас должен сделать? 
  • Точно это действие? 
  • Сейчас я правильно это действие сделал? 
  • Что мне нужно сделать дальше? 
До тех пор, пока все эти действия не будут мозгом извлекаться как единая схема, "аккорд", "поворот", нагрузка будет ощущаться даже физически. 

Обучение - это много практики. Она, практика, нужна для снижения когнитивной нагрузки в первую очередь. Чем больше тренируешься, чем чаще мозг пользуется информацией и создает нужную нам ментальную схему. Без практики извлечение не происходит, а это значит, что информация быстро забудется или будет доставлять очень много дискомфорта в использовании, потому что каждый раз будет подскакивать когнитивная нагрузка.

Обучение новичков и тех, у кого уже есть какой-то опыт в теме, сильно отличается. Потому что есть схема извлечения и есть куда привязывать информацию. Для новичка нужно время. Больше практики, монотонной, однообразной практики, чтобы сначала сформировать основы. Затем уже более широкий набор практики, разные стороны применения изученного, попытка применить созданную схему в новом контексте.

Чем выше уровень слушателя в теме, тем больше толку будет от теории, потому что он сможет самостоятельно практиковаться, причем в процессе изучения - примеряя то, что он изучил, на то, что он уже знает и делает, понимая, что будет работать, а что нет. Новичок этого сделать не может, потому что нет схемы и нет опыта.

В процессе практики нужна обратная связь. Пока у меня нет опыта, у меня нет внутренних, интуитивных критериев того, что верно, а что нет. Вот едет лыжник и спину держит не так. Если этот лыжник катается лет 15, то он сам поймет, что спина не так стоит, потому что ему поворачивать будет сложно, потому что равновесии будет страдать. А вот лыжник со стажем 3 дня не поймет этого никак, потому что у него для для этого нет никаких инструментов. Тут как раз и нужна обратная связь, например, тренер, который подскажет, на что обратить внимание.

Если у нас с вами электронный курс, то практика в нем - это тренажер, серия заданий, практикумы. В них мы смотрим только на то, правильно или неправильно человек ответил. А нам нужно посмотреть на процесс принятия решения. Задания должны быть из нескольких действий, анализировать нужно все принятые действия и давать обратную связь по всем.

А потом будет реальная практика. Когда слушатель пойдет и будет пробовать сам. Тут нужен кто-то, кто вовремя успеет сказать, что, мол, ты не правильно держишь спину.

Но хорошую обратную связь может дать только тот, кто умеет это делать. В смысле, умеет давать обратную связь. Недостаточно быть экспертом. Я могу прекрасно играть на гитаре, могу прекрасно кататься на лыжах, но вот смогу ли передать эти знания другому? Могу ли придумать метафоры для более быстрого восприятия? Могу ли правильно объяснять причинно-следственные связи? Если я что-то сама освоила, это совсем не значит, что я могу это передать другому. Если вы занимаетесь каким-то спортом, попробуйте ради эксперимента разобрать крупные действия на более мелкие, продумать, чему именно новичку нужно будет научиться, а потом придумать, как все это правильно подать. Да, эксперт может показать, привести отличный пример, но нет никакой гарантии, что он может учить.

Когда мы создаем программы обучения, нам нужно смотреть на свой опыт. На то, как мы сами учимся, сколько нужно для этого усилий. И хорошо понимать, что человек, который учится, находится не в самом приятном для него положении. Сколько усилий нужно кассиру, чтобы начать использовать новое ПО или кассовый аппарат? Сколько времени и практики нужно, чтобы клиент даже не заметил, как ему сделали счет? А если это физический навык? А если переучивать? Это не только время, но очень большой самоконтроль, потому что нужно себя отловить в момент, когда ты действуешь так, как хочет делать твой мозг, привычно извлекая понятную и легко доступную схему.

Может ли в такой ситуации обучение длиться 30 минут? Что это на самом деле такое - курс, в котором за 30 минут дают все принципы информационной безопасности? Или все методы управления временем? Мы точно уверены, что это имеет отношение к обучению? 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около