К основному контенту

Мифы и реальность мобильного обучения

Запустив летом прошлого года портал для мобильного обучения, этим летом у нас собралось достаточно данных, чтобы проанализировать, насколько этот инструмент хорошо (или наоборот, не хорош). Наши клиенты с радостью делятся данными и выводами, рассказывают о том, как мобильное обучение прижилось у них в компании. Решила собрать основные выводы.

1. Мобильное обучение - это любопытно. Это реальность. Действительно пользователи с интересом заходят, как только получают рассылки и данные для входа. И даже с радостью проходят парочку микро-модулей.
2. Мобильное обучение мотивирует. А вот это миф. Сам по себе формат не мотивирует и достаточно быстро первичное любопытство заменяется постоянной занятостью и более интересными вопросами. По данным можно легко наблюдать, как снижается интерес после первых нескольких дней использования. Регулярно пользуются ресурсом без дополнительной поддержки только самые заинтересованные.
3. Мобильное обучение нужно сопровождать. Реальность. Нужны рассылки, постеры в переговорных, приглашения во всех разных формах. И как только они у вас есть, люди вспоминают про ресурс и начинают им пользоваться уже более регулярно и устойчиво.
4. Мобильное обучение полноценно. Это миф, вера в который может сильно навредить. Мобильное обучение само по себе не работает. Это важный инструмент, который стоит использовать как дополнение к e-learning или очному обучению, как часть мотивации к другим формам, как дополненную реальность в обучении. Только мобильным обучением потребность нужно закрывать там, где иначе вообще никак нельзя обучить сотрудников. А вот как база знаний, как система поддержки принятия решений, мобильные инструменты могут быть вполне себе самостоятельными. Тут как раз их достаточно и они могут быть очень полезными. Но нельзя путать обучение и справку, доступ к информации в удобное время.
5. Можно сделать 1 версию курса для всех устройств. Миф методический. Технически сделать курс для всех устройств, от ПК для самого простого смартфона - можно. Будет работать. Но пользоваться этим будет невозможно, как правило именно в мобильной версии. Когда мы работаем с гаджетом, у нас другое поведение и другие жесты. То как мы держим устройство, в какой момент к нему обращаемся, сколько времени активно работаем - все это очень сильно определяет формат подачи материала. И если сделать так, чтобы было удобно на мобильном, это будет точно некомфортно на ПК, и наоборот.

Лучше всего мобильное обучение использовать там, где оно может выгодно дополнять другие форматы. Продлевать очный тренинг, напоминать про какие-то темы электронного курса. Или быть справочником. А еще оно отлично подходит для повышения осведомленности - именно тут, как мне показалось, его истинная ценность. Когда это небольшие курсы, о важных вопросах и темах, но не глубоко, а мотивируя, заставляя задуматься. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела