К основному контенту

Микро и макро обучение, доставка обучения к людям и почему важен не формат, а способ?

В процессе подготовки статьи про микро-обучение обнаружилось много полезных мыслей и заметок. И как всегда, в статью вошло далеко не все, да и ограничений у изданий больше, чем у личного блога :)

Наверное, самое интересное - это взгляд Джоша Берсина (Josh Bersin) и исследования, на которые он опирается. Микро-обучение это не формат, а стиль или способ обучения. И решает микро-обучение самую важную задачу современного HR - оно доставляет обучение туда, где находятся сотрудники. При такой постановке вопроса сразу многое встает на свои места, а вместо разговора о том, будет курс работать на мобильном или нет, появляется вопрос о том, кто, как и где будет его проходить. Из ответов возникает подход к проектированию и организации обучения.

У него же - отличное разделение между микро и макро обучением. Контента стало действительно очень много и он разделился на крупное обучение и малое обучение. И важна именно роль каждого. Микро-обучение - "Мне нужна помощь прямо сейчас". Макро-обучение  - "Я хочу узнать что-то новое". И если микро - это 1-2 минуты, то макро - это часы и дни. Мне кажется, что тут нужно постоянно помнить, что есть много задач обучения, которые нельзя решить набором небольших частей. Есть темы, над которыми нужно корпеть, долго и упорно. Иллюзия беглости - наш самый опасный враг, когда упростив, мы потом никогда не сможем добиться применения.

Чем больше я изучаю микро-обучение, тем больше очевидно, что и на него нельзя смотреть "плоско". Оно тоже бывает разное. Наука за ним проста - чем больше соприкосновений с темой, тем больше практики, тем сильнее нейронные связи и тем проще извлекать. Это может быть самостоятельное обучение, может быть сопровождение макро-обучения или очного обучения. А может быть это будет справочник, который вовсе не про обучение как таковое, а скорее про поддержку принятия решений.


Кстати, у Берсина есть еще один интересный момент - микро-обучение подходит для экспертов. И действительно: начиная чем-то заниматься нам сначала нужны, скажем так, фундаментальные знания, основы (то есть - макро-обучение), а потом уже можно пользоваться и небольшими объектами.

Вместе с микро-обучением все стали много говорить про кривую забывания и интервальное обучение, которые в позапрошлом веке описал Герман Эббингхауз. Его основная мысль, по сути то, о чем я писала чуть выше - регулярные "знаниевые инъекции" способствуют усвоению большего количества материала. Тут важно, чтобы у слушателей была возможность забыть и затем вспомнить.

А тренд основной - персонализация. Как-то легко и очень просто она вытекла из всех форм контента. Мы про нее много говорили, много лет искали сложные решения, а она сама к нам пришла. Потому что малые части просто собрать в новый набор модулей и ориентировать под конкретные задачи. Инструменты сейчас для этого есть. Кроме микро-обучения добавляет возможностей персонализации и курируемый контент и новая идеология вместе с ним - "Выходите за пределы своей СДО". А за этим стоят большие изменения - от возможности выхода в интернет для сотрудников и вывода СДО наружу, до пользовательского контента и механизмов работы с ним. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около