К основному контенту

Тренды e-learning: размышления

Подготовка к eLearning Elements для меня - самое плодотворное время в году. Это два месяца, когда я постоянно читаю многочисленные статьи и посты, исследования и книги. Потому что мне нужно много новостей и трендов, чтобы быть готовой к нашим диалогам. Не то чтобы я не делаю этого в течение года. Делаю конечно. Я каждый день читаю про e-learning хотя бы пару страниц. Но в период подготовки - всё ярче: есть потребность анализировать, искать связи, думать о будущем.


В этом году появилось много нового. Но не технологий, а мыслей и рассуждений: о том, как применять имеющиеся инструменты, чего хотят слушатели и в каком направлении стоит развиваться.


1) "Обучение с собой" или Bring Your Own Learning. По аналогии с концепцией работы на своем оборудовании вместо корпоративного (Bring Your Own Device - BYOD) в этой концепции компании предлагают сотрудникам самим выбрать источники и способы обучения под те направления развития, которые необходимы. При такой модели компания определяет вектор движения для сотрудников - через профиль должности и через модель компетенций, а затем сотрудник сам смотрит, как и где он может нужные знания получить. Концепция кажется исключительно правильной, особенно в свете недавно прочитанной книги Smarter Faster Better, где одним из сильнейших способов мотивации назван контроль над тем процессом, в котором ты участвуешь. Более того, такой подход позволяет учитывать многочисленные учебные стили и предпочтения без дополнительных затрат.


2) Курируемый контент. Эта тема меня саму увлекает уже больше года. Основная идея в том, что внутренние эксперты компании не пишут статичные учебные материалы, а подбирают и аннотируют внешние источники и распространяют их среди тех, кто тему должен освоить или хочет развиваться в заданном направлении. Самое большое преимущество такого подхода в том, что компания может очень сильно прибавить в своих знаниях за счет внешних источников и быть всегда в курсе событий своей отрасли. И это очень экономичный способ обучения, особенно по сравнению с большинством способов разработки учебного контента.


3) Микро-обучение. Поймала тут исследование про использование микро-обучения в Китае. По опросам нескольких десятков тысяч человек из компаний разного размера и различных видов деятельности получились вот такие результаты:


  • 46% хорошо знают, что такое микро-обучение, а еще 48 про него слышали, но пока не использовали;
  • те, кто использовали микрообучение в основном определяют его так:
  • короткий учебный модуль про 1 навык или знание;
  • не больше 10 минут;
  • короткое видео;
  • легко воспринимается и исключительно практичное;
  • почти 70% опрошенных компаний собираются или уже используют микрообучение;
  • чаще всего микрообучение используется для обучения новых сотрудников, сотрудников первой линии, для обмена знаниями между сотрудниками и для обновления знаний по продуктам компании.


Как мне кажется, микрообучение начинает доказывать свою профпригодность и будет с нами. Потому что это во многих случаях действительно самый эффективный вариант обучения. Однако, я по этой теме очень хочу сразу поднять вопрос - а всему ли можно учить в таком формате?


4) Еще одно важное направление размышлений - выброшенные деньги в обучении. Где и как мы зря тратим наши средства и силы на обучение сотрудников? Ответ, который мне очень понравился и который я за этот месяц встретила сразу в нескольких источниках - мы создаем решение до того, как поняли проблему. Наша последовательность действий должна быть очень простой. Сначала мы понимаем проблему. Причем понимание может предполагать и вариант, когда проблемы на самом деле нет. Должно быть осознание, что именно мы делаем и для чего. И только после этого стоит принимать решение о том, что именно делать и в каком формате.


5) Осознанное обучение. Для меня это направление стало особенно близким - видимо потому, что сильно созвучно с моей практикой осознанности. Осознанное обучение - это восприятие информации с полным фокусом именно на то, что ты изучаешь, с осознанным, обдуманным погружением в тему. Для такого обучения в компании нужна практика осознанности в целом. И об этом я напишу отдельную статью, осознанно и спокойно. Основная идея такого подхода к обучению - человеку нужно быть здесь и сейчас, остановиться и погрузиться в тему, чтобы обучение было эффективным.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около