К основному контенту

Тренды e-learning: размышления

Подготовка к eLearning Elements для меня - самое плодотворное время в году. Это два месяца, когда я постоянно читаю многочисленные статьи и посты, исследования и книги. Потому что мне нужно много новостей и трендов, чтобы быть готовой к нашим диалогам. Не то чтобы я не делаю этого в течение года. Делаю конечно. Я каждый день читаю про e-learning хотя бы пару страниц. Но в период подготовки - всё ярче: есть потребность анализировать, искать связи, думать о будущем.


В этом году появилось много нового. Но не технологий, а мыслей и рассуждений: о том, как применять имеющиеся инструменты, чего хотят слушатели и в каком направлении стоит развиваться.


1) "Обучение с собой" или Bring Your Own Learning. По аналогии с концепцией работы на своем оборудовании вместо корпоративного (Bring Your Own Device - BYOD) в этой концепции компании предлагают сотрудникам самим выбрать источники и способы обучения под те направления развития, которые необходимы. При такой модели компания определяет вектор движения для сотрудников - через профиль должности и через модель компетенций, а затем сотрудник сам смотрит, как и где он может нужные знания получить. Концепция кажется исключительно правильной, особенно в свете недавно прочитанной книги Smarter Faster Better, где одним из сильнейших способов мотивации назван контроль над тем процессом, в котором ты участвуешь. Более того, такой подход позволяет учитывать многочисленные учебные стили и предпочтения без дополнительных затрат.


2) Курируемый контент. Эта тема меня саму увлекает уже больше года. Основная идея в том, что внутренние эксперты компании не пишут статичные учебные материалы, а подбирают и аннотируют внешние источники и распространяют их среди тех, кто тему должен освоить или хочет развиваться в заданном направлении. Самое большое преимущество такого подхода в том, что компания может очень сильно прибавить в своих знаниях за счет внешних источников и быть всегда в курсе событий своей отрасли. И это очень экономичный способ обучения, особенно по сравнению с большинством способов разработки учебного контента.


3) Микро-обучение. Поймала тут исследование про использование микро-обучения в Китае. По опросам нескольких десятков тысяч человек из компаний разного размера и различных видов деятельности получились вот такие результаты:


  • 46% хорошо знают, что такое микро-обучение, а еще 48 про него слышали, но пока не использовали;
  • те, кто использовали микрообучение в основном определяют его так:
  • короткий учебный модуль про 1 навык или знание;
  • не больше 10 минут;
  • короткое видео;
  • легко воспринимается и исключительно практичное;
  • почти 70% опрошенных компаний собираются или уже используют микрообучение;
  • чаще всего микрообучение используется для обучения новых сотрудников, сотрудников первой линии, для обмена знаниями между сотрудниками и для обновления знаний по продуктам компании.


Как мне кажется, микрообучение начинает доказывать свою профпригодность и будет с нами. Потому что это во многих случаях действительно самый эффективный вариант обучения. Однако, я по этой теме очень хочу сразу поднять вопрос - а всему ли можно учить в таком формате?


4) Еще одно важное направление размышлений - выброшенные деньги в обучении. Где и как мы зря тратим наши средства и силы на обучение сотрудников? Ответ, который мне очень понравился и который я за этот месяц встретила сразу в нескольких источниках - мы создаем решение до того, как поняли проблему. Наша последовательность действий должна быть очень простой. Сначала мы понимаем проблему. Причем понимание может предполагать и вариант, когда проблемы на самом деле нет. Должно быть осознание, что именно мы делаем и для чего. И только после этого стоит принимать решение о том, что именно делать и в каком формате.


5) Осознанное обучение. Для меня это направление стало особенно близким - видимо потому, что сильно созвучно с моей практикой осознанности. Осознанное обучение - это восприятие информации с полным фокусом именно на то, что ты изучаешь, с осознанным, обдуманным погружением в тему. Для такого обучения в компании нужна практика осознанности в целом. И об этом я напишу отдельную статью, осознанно и спокойно. Основная идея такого подхода к обучению - человеку нужно быть здесь и сейчас, остановиться и погрузиться в тему, чтобы обучение было эффективным.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...