К основному контенту

Переучивание: можно ли сформировать новую привычку?

Мы тут недавно ремонт в квартире сделали. До ремонта у нас была странная схема с выключателями в коридоре - они были за дверью. Страшно неудобно - заходишь в дом, чтобы свет включить нужно руку за открытую дверь просунуть и темноте выключатель нащупать. Переделали. Теперь все удобно, руки некуда совать не нужно. Уже месяц упорно, каждый день, ищу выключатель за дверью. Хотя изменение вроде как к лучшему.

Привычка имеет невероятную силу. Если она сформировалась, отключить очень сложно. Привычное действие выполняется настолько на автопилоте, связано с таким количеством триггеров и ключей, что иногда кажется, что вы никогда не сможете его убрать.

Переучивание или изменение привычки имеет очень большое значение для обучения. Мы очень часто сталкиваемся с задачами, когда сотрудников нужно учить новому. И это новое - вовсе не то, чего они вообще не знают. Это новое - это замена старого. Переучивание. Люди работали и у них был один процесс. А теперь мы внедряем другой процесс и их работа будет иной. Хорошо, если все поменяется настолько, что со старым не будет никаких связей. Гораздо сложнее, когда изменения пусть и важные, но незначительны. И когда они внутри основного процесса. Тогда на автомате человек продолжает работать так, как он делал это раньше. Изменения будут действительно сложными.

В книге "Сила привычки" Чарльз Даххиг говорит, что у привычки есть ключ, награда и рутина.
Он предлагает вот такой алгоритм изменения привычки:
Источник - http://charlesduhigg.com/flowchart-for-changing-habits/
Нужно найти ключ, понять вознаграждение и сформировать новую рутину. Это если очень кратко. Если мы хотим переучить сотрудников, на схему стоит обратить внимание. 
  • Нужно понять, в какой момент срабатывать привычка действовать тем или иным образом; 
  • Нужно проанализировать рутину и понять, как в нее встроить новое действие. 
Но кроме того, важно понимать, что это не будет одно обучение. Это длительный процесс, в котором важно задействовать различные форматы. Система поддержки принятия решений и обучение, встроенное в рабочий процесс - они тут будут практически незаменимы. Всем возможными способами нужно не давать человеку повторять старую схему. 

Главное, чтобы мы с вами при анализе задачи обучения точно поняли, что имеем дело с переучиванием, с изменением привычки, которая уже давно сложилась. В этот момент решение должно быть подобрано соответствующим образом. Нет смысла учить чему-то просто, как будто заново, если речь о том, что человек давно делает и, возможно, будет с большим трудом делать иначе. 

И да, один из основных инструментов для формирования новых привычек будет микро-обучение. Причем не просто микро-обучение, а такой формат, в котором между каждыми учебными модулями нужно делать практику, реальную и близкую к реальной. И где практика будет соединена с реальной деятельностью. Одним учебным модулем сформировать привычку точно нельзя. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить.