Переучивание: можно ли сформировать новую привычку?

Мы тут недавно ремонт в квартире сделали. До ремонта у нас была странная схема с выключателями в коридоре - они были за дверью. Страшно неудобно - заходишь в дом, чтобы свет включить нужно руку за открытую дверь просунуть и темноте выключатель нащупать. Переделали. Теперь все удобно, руки некуда совать не нужно. Уже месяц упорно, каждый день, ищу выключатель за дверью. Хотя изменение вроде как к лучшему.

Привычка имеет невероятную силу. Если она сформировалась, отключить очень сложно. Привычное действие выполняется настолько на автопилоте, связано с таким количеством триггеров и ключей, что иногда кажется, что вы никогда не сможете его убрать.

Переучивание или изменение привычки имеет очень большое значение для обучения. Мы очень часто сталкиваемся с задачами, когда сотрудников нужно учить новому. И это новое - вовсе не то, чего они вообще не знают. Это новое - это замена старого. Переучивание. Люди работали и у них был один процесс. А теперь мы внедряем другой процесс и их работа будет иной. Хорошо, если все поменяется настолько, что со старым не будет никаких связей. Гораздо сложнее, когда изменения пусть и важные, но незначительны. И когда они внутри основного процесса. Тогда на автомате человек продолжает работать так, как он делал это раньше. Изменения будут действительно сложными.

В книге "Сила привычки" Чарльз Даххиг говорит, что у привычки есть ключ, награда и рутина.
Он предлагает вот такой алгоритм изменения привычки:
Источник - http://charlesduhigg.com/flowchart-for-changing-habits/
Нужно найти ключ, понять вознаграждение и сформировать новую рутину. Это если очень кратко. Если мы хотим переучить сотрудников, на схему стоит обратить внимание. 
  • Нужно понять, в какой момент срабатывать привычка действовать тем или иным образом; 
  • Нужно проанализировать рутину и понять, как в нее встроить новое действие. 
Но кроме того, важно понимать, что это не будет одно обучение. Это длительный процесс, в котором важно задействовать различные форматы. Система поддержки принятия решений и обучение, встроенное в рабочий процесс - они тут будут практически незаменимы. Всем возможными способами нужно не давать человеку повторять старую схему. 

Главное, чтобы мы с вами при анализе задачи обучения точно поняли, что имеем дело с переучиванием, с изменением привычки, которая уже давно сложилась. В этот момент решение должно быть подобрано соответствующим образом. Нет смысла учить чему-то просто, как будто заново, если речь о том, что человек давно делает и, возможно, будет с большим трудом делать иначе. 

И да, один из основных инструментов для формирования новых привычек будет микро-обучение. Причем не просто микро-обучение, а такой формат, в котором между каждыми учебными модулями нужно делать практику, реальную и близкую к реальной. И где практика будет соединена с реальной деятельностью. Одним учебным модулем сформировать привычку точно нельзя. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Бесполезное обучение и почему разработчик курсов вас обманывает?

Интересные и полезные ссылки за неделю

Теории обучения для e-learning