К основному контенту

Как поставить цели электронного курса?

Такой вот банальный вопрос очень часто всплывает при изучении e-learning материалов. Почему? Потому что в очень большом количестве курсов целей просто нет. В прошлом году был конкурс курсов и турнир разработчиков, так вот почти все курсы там были без цели.

Какое-то время назад среди западных экспертов был спор - стоит ли в начале ставить формальные цели обучения? Не снижают ли они мотивацию? Не теряется ли настрой слушателя? Ответ очень простой - цели нужны в любом курсе. Даже если это игровое пространство, даже если это не совсем обучение. Слушатель должен понимать, какой от него ожидается результат и на что ему обращать внимание.

У необходимости постановки целей есть обоснования с точки зрения работы мозга. Если в начале человека сфокусировать на чем-то, он точно обратит на это максимум внимания и больше запомнит. Более того, он даже отсеет многое другое, чтобы забрать то, что нужно. Точка фокусировки помогает мозгу работать более эффективно.

Какие должны быть цели у курса? 
1) Они должны быть понятными и связанными с реальной деятельностью. То есть стандартное "После изучения курса, вы должны знать..." не подойдет. После изучения курса слушатель должен что-то делать. То есть полученные знания применять на практике. Вот именно на этом с помощью целей и нужно человека сфокусировать.
2) Они должны быть легкими в восприятии. Короткие и емкие предложения. Чистый и приятный для чтения текст.
3) Они должны иметь пояснения. Нужны не только цели, но обоснования - почему это важно. И обоснование должно быть написано с позиции сотрудника, а не от компании, автора материала или разработчика курса.

Где расположить цели? 
- Полная сводка целей должна быть в самом начале курса;
- Перед каждым разделом/модулем должны быть свои цели;
- После каждого раздела/модуля - итог по целям;
- Повторение целей и вопрос о их достижении - в конце всего курса.

А еще хорошо, если слушатель сможет поставить свои собственные цели. Пусть в начале курса будет его описание, пояснение что в курсе и зачем это нужно, а затем поле ввода или иной формат коммуникации, где слушателю предлагается вписать 1-3 свои цели изучения. Курс их запоминает, а потом в конце показывает слушателю и спрашивает "Получилось ли у вас достичь ваших целей с помощью материалов этого курса?". Это не только фокусировка внимания, но и очень существенная персонализация обучения.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела