К основному контенту

Какая графика должна быть в электронных курсах?

Тема, которая сопровождает любой проект по созданию электронного курса - графика. Тема, без которой не обходится ни одно обсуждение процесса создания курса - графика. Знаете, что особенно интересно - что при внимательном наблюдении оказывается, что мы графике уделяем времени больше, чем методике, хотя от графики не так много зависит.

Пару недель назад на я была на конференции, где коллега из АльфаБанка рассказывал, как они делают анимированные ролики внутри компании. Зал оживился немедленно - модная сегодня тема про анимацию и мультипликацию, формат, который для многих очень привлекателен. В какой-то момент из зала звучит вопрос: «А кто для вас рисует такую симпатичную графику? Этих милых персонажей?». Ответ: «Чаще всего мы используем стандартные библиотеки, встроенные в те продукты, в которых мы создаем ролики». При этом АльфаБанк рапортует о высокой популярности проекта, об интересе к созданным роликам и о том, что банк собирается и дальше инвестировать в это направление. Получается, что готовая графика из библиотеки вовсе не отталкивает пользователей. И совершенно нет уверенности в том, что если бы в этих роликах была уникальная графика именно под стиль АБ, то их популярность как-то драматически увеличилась.

В реальном процессе создания курса на заказ на графику уходит не менее 30% времени проекта. Уникальные иллюстрации «съедают» иногда до 50% бюджета и огромное количество времени на согласование. Иногда именно графика настолько перетягивает на себя внимание, что и заказчик и разработчик перестают думать о том, как лучше людей научить и полностью уходят в обсуждение вопроса внешнего вида персонажа. А теперь давайте честно - внешний вид персонажа на эффективность обучения не влияет. Важно то, что он говорит или делает, какую историю рассказывает, как его присутствие в курсе связано с темой и целью обучения. Стиль рубашки, ее цвет, прическа и все остальное - все это должно быть просто аккуратно и все. Для подавляющего большинства проектов можно использовать хорошее готовое изображение человека, которое или было нарисовано ранее или куплено.

Да, есть темы, которые требуют уникального оформления. Флагманские курсы о компании и ее деятельности, курсы про внешний вид и униформу (тот кастомизированное изображение будет иметь методическую ценность и будет частью информации курса). Может быть еще какие-то курсы, уникальные для компании. Но вот в курсе про целеполагание, про управление временем и процесс начисления премии важна вовсе не графика, важно содержание и его правильное представление.

Вот как раз именно с правильным представлением и случилась путаница. Когда много лет назад все начали говорить про e-learning и про курсы, мы часто обсуждали важность внешнего вида.  И видимо в процессе дискуссий не заметили, что разговор ушел в несколько иное русло. Что на самом деле важно для электронного курса - аккуратность оформления и визуализация материала. Например, нам важно:
1) Соблюдать достаточную контрастность, чтобы слушатели могли на каждом экране сразу схватить важную информацию, понять, о чем пойдет речь;
2) Системное оформление всего курса, то есть единый подход к навигации, верстке, оформлению со слайда 1 до слайда N;
3) Выравнивание и принципы верстки, которые не только аккуратны и учитывают правила верстки страниц, но и показывают отношения на слайде.

Нужно помнить про шрифты и про цвета: их разнообразие и яркость могут отрицательно влиять на обучение. Нужен воздух - пустое пространство на экране, которое позволяет фокусироваться.

И, конечно, визуализация. И тут речь идет не о том, чтобы нарисовать уникальную сцену именно вашего офиса. Визуализация учебной информации - это способ помочь слушателю запомнить и затем применить новое. Это может быть инфографика, организационная графика, визуальная классификация, пиктограммы и иконки. Но главное - материал должен быть обработан, разбит на логические части и блоки, на последовательности и перечни. Тогда его можно визуализировать (а не иллюстрировать) и помочь мозгу слушателя его обработать.

Ни в одном документе с рекомендациями по графике для учебных материалов нет информации о том, что кастомизированный персонаж или уникальный рисунок офиса будет работать лучше, чем тот, который примерно такой, как нужно и куплен на магазине изображений. Наличие логотипа компании на стойке, которая изображена на сцене, на фоне которой идет диалог, не будет влиять на эффективность обучения. Его, логотип, могут даже не заметить.

Если уж и говорить про графику в курсах, то стоит обсуждать визуализацию, организацию и, в крайнем случае, иллюстрацию информации. Но все это должно быть использовано только с одной единственной целью - повышение эффективности восприятия информации. При такой установке сразу станет очевидно, что далеко не во всех ситуация графика идет на пользу и иногда просто текст работает даже лучше. И готовая графика тоже подойдет, в на ней не только сэкономите, но и сделаете свою жизнь намного комфортнее - ее можно быстрее выбрать и утвердить, а сам курс можно быстро запустить и начать использовать. 

Комментарии

teleinfo написал(а)…
Люди в первую очередь воспринимают глазами, так что больше графики и меньше стен из слов.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела