К основному контенту

Обучение - это долго

В эти выходные дочитала прекрасную книгу - Гении и Аутсайдеры Малкольма Гладуэлла. Не смотря на название это вовсе не сборник историй успеха - это невероятно глубокий анализ того, почему люди добиваются успеха, про удачу родиться в нужное время, про правильную специальность в нужную эпоху. Даже про дату рождения и какое она имеет отношение к шансам играть в NHL. Там много выводов о том, какие преимущества мы можем дать нашим детям, чтобы у них было больше шансов на успех. Как и все книги Гладуэла - прекрасное и очень вдумчивое чтение.

Одна из глав книги - про проект KIPP (Knowledge Is Power Program - Программа Знания - Сила). Это школы в США, в которых нет оплаты за обучения и в которые могут попасть дети из малообеспеченных семей. Отбор - на основе лотереи, просто случайным способов выбирают из тех, кто подал заявку. Это школы с одним из самых высоких среди бесплатных школ рейтингом поступления в высшие учебные заведения и колледжи. В этих школах дети, у которых почти нет шансов получить хорошее образование за деньги, этот шанс получают. Как? Они больше учатся.

Меньше летние каникулы, более долгие занятия, длинный учебный день, больше нагрузка. Но основная идея в том, что на тот же учебный план дано больше времени. Это не школа с углубленным изучением каких-то предметов. Они учатся примерно по стандартной программе. У них просто на каждую тему, на каждый вопрос, на каждый предмет больше времени.

Наличие времени важно для того, что учит - здесь время будет инструментом для более подробного пояснения, для дополнительных примеров, для пояснений и разъяснений. Учитель будет ровнее разговаривать, давать более длинные интервалы для размышления. Для слушателей время нужно для осмысления, для обработки полученной информации и для поиска решений. Для многих задач даже в первом классе школы нужно время, чтобы подумать. Ребенку, подростку, молодому слушателю или взрослому человеку - нужно время, чтобы обработать, понять и воспринять новую информацию, чтобы найти ей применение.

Время нужно и для повторения. Когда его нет и нужно бежать вперед по программе, повторение - первое, от чего мы отказываемся. А именно повторы и возвращение к теме нужны для того, чтобы укрепить нейронные связи, для формирования ментальных схем.

В KIPP говорят, что их модель отличается тем, что обучение не просто длинное. Оно осознанное.

Если верить их результатам и всем другим исследованиям на эту тему, то получается, что модель организации современного корпоративного обучения, как электронного так и очного, полностью противоречит этой идее. Мы стараемся сделать обучение быстрым - короткие курсы, разовые тренинги. Без повторений, без места на осмысление, без осознанного восприятия.

Может быть нам стоит иначе посмотреть на нашу систему обучения? Может быть и тут нам нужно подумать об осознанности и о том, что на обучение нужно время?

Комментарии

Unknown написал(а)…
Меня зовут Николай Филевский, преподаватель английского.
http://www.english-teacher-online.ru/

Полностью согласен. Качественное образование требует времени в том числе на повторение (всё-таки лучше говорить - припоминание) Интервальные повторения прекрасно воплощены, например, в программе ANKI (бесплатная программа), а для ментальных карт создано огромное количество платных и бесплатных программ - эти mind maps позволяют осмысливать и стуктуризировать. Если Вам интересно посмотреть, как эти идеи (и некоторые другие) можно использовать для запоминания языкового материала (на примере английского) приглашаю посмотреть видеопрезентацию: https://youtu.be/lN22APrNT8s?list=PL_CGNI1a1Jq9erU6vadggft15GY7-Pa3x

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...