В эти выходные дочитала прекрасную книгу - Гении и Аутсайдеры Малкольма Гладуэлла. Не смотря на название это вовсе не сборник историй успеха - это невероятно глубокий анализ того, почему люди добиваются успеха, про удачу родиться в нужное время, про правильную специальность в нужную эпоху. Даже про дату рождения и какое она имеет отношение к шансам играть в NHL. Там много выводов о том, какие преимущества мы можем дать нашим детям, чтобы у них было больше шансов на успех. Как и все книги Гладуэла - прекрасное и очень вдумчивое чтение.
Одна из глав книги - про проект KIPP (Knowledge Is Power Program - Программа Знания - Сила). Это школы в США, в которых нет оплаты за обучения и в которые могут попасть дети из малообеспеченных семей. Отбор - на основе лотереи, просто случайным способов выбирают из тех, кто подал заявку. Это школы с одним из самых высоких среди бесплатных школ рейтингом поступления в высшие учебные заведения и колледжи. В этих школах дети, у которых почти нет шансов получить хорошее образование за деньги, этот шанс получают. Как? Они больше учатся.
Меньше летние каникулы, более долгие занятия, длинный учебный день, больше нагрузка. Но основная идея в том, что на тот же учебный план дано больше времени. Это не школа с углубленным изучением каких-то предметов. Они учатся примерно по стандартной программе. У них просто на каждую тему, на каждый вопрос, на каждый предмет больше времени.
Наличие времени важно для того, что учит - здесь время будет инструментом для более подробного пояснения, для дополнительных примеров, для пояснений и разъяснений. Учитель будет ровнее разговаривать, давать более длинные интервалы для размышления. Для слушателей время нужно для осмысления, для обработки полученной информации и для поиска решений. Для многих задач даже в первом классе школы нужно время, чтобы подумать. Ребенку, подростку, молодому слушателю или взрослому человеку - нужно время, чтобы обработать, понять и воспринять новую информацию, чтобы найти ей применение.
Время нужно и для повторения. Когда его нет и нужно бежать вперед по программе, повторение - первое, от чего мы отказываемся. А именно повторы и возвращение к теме нужны для того, чтобы укрепить нейронные связи, для формирования ментальных схем.
В KIPP говорят, что их модель отличается тем, что обучение не просто длинное. Оно осознанное.
Если верить их результатам и всем другим исследованиям на эту тему, то получается, что модель организации современного корпоративного обучения, как электронного так и очного, полностью противоречит этой идее. Мы стараемся сделать обучение быстрым - короткие курсы, разовые тренинги. Без повторений, без места на осмысление, без осознанного восприятия.
Может быть нам стоит иначе посмотреть на нашу систему обучения? Может быть и тут нам нужно подумать об осознанности и о том, что на обучение нужно время?
Одна из глав книги - про проект KIPP (Knowledge Is Power Program - Программа Знания - Сила). Это школы в США, в которых нет оплаты за обучения и в которые могут попасть дети из малообеспеченных семей. Отбор - на основе лотереи, просто случайным способов выбирают из тех, кто подал заявку. Это школы с одним из самых высоких среди бесплатных школ рейтингом поступления в высшие учебные заведения и колледжи. В этих школах дети, у которых почти нет шансов получить хорошее образование за деньги, этот шанс получают. Как? Они больше учатся.
Меньше летние каникулы, более долгие занятия, длинный учебный день, больше нагрузка. Но основная идея в том, что на тот же учебный план дано больше времени. Это не школа с углубленным изучением каких-то предметов. Они учатся примерно по стандартной программе. У них просто на каждую тему, на каждый вопрос, на каждый предмет больше времени.
Наличие времени важно для того, что учит - здесь время будет инструментом для более подробного пояснения, для дополнительных примеров, для пояснений и разъяснений. Учитель будет ровнее разговаривать, давать более длинные интервалы для размышления. Для слушателей время нужно для осмысления, для обработки полученной информации и для поиска решений. Для многих задач даже в первом классе школы нужно время, чтобы подумать. Ребенку, подростку, молодому слушателю или взрослому человеку - нужно время, чтобы обработать, понять и воспринять новую информацию, чтобы найти ей применение.
Время нужно и для повторения. Когда его нет и нужно бежать вперед по программе, повторение - первое, от чего мы отказываемся. А именно повторы и возвращение к теме нужны для того, чтобы укрепить нейронные связи, для формирования ментальных схем.
В KIPP говорят, что их модель отличается тем, что обучение не просто длинное. Оно осознанное.
Если верить их результатам и всем другим исследованиям на эту тему, то получается, что модель организации современного корпоративного обучения, как электронного так и очного, полностью противоречит этой идее. Мы стараемся сделать обучение быстрым - короткие курсы, разовые тренинги. Без повторений, без места на осмысление, без осознанного восприятия.
Может быть нам стоит иначе посмотреть на нашу систему обучения? Может быть и тут нам нужно подумать об осознанности и о том, что на обучение нужно время?
Комментарии
http://www.english-teacher-online.ru/
Полностью согласен. Качественное образование требует времени в том числе на повторение (всё-таки лучше говорить - припоминание) Интервальные повторения прекрасно воплощены, например, в программе ANKI (бесплатная программа), а для ментальных карт создано огромное количество платных и бесплатных программ - эти mind maps позволяют осмысливать и стуктуризировать. Если Вам интересно посмотреть, как эти идеи (и некоторые другие) можно использовать для запоминания языкового материала (на примере английского) приглашаю посмотреть видеопрезентацию: https://youtu.be/lN22APrNT8s?list=PL_CGNI1a1Jq9erU6vadggft15GY7-Pa3x