К основному контенту

Обучение - это долго

В эти выходные дочитала прекрасную книгу - Гении и Аутсайдеры Малкольма Гладуэлла. Не смотря на название это вовсе не сборник историй успеха - это невероятно глубокий анализ того, почему люди добиваются успеха, про удачу родиться в нужное время, про правильную специальность в нужную эпоху. Даже про дату рождения и какое она имеет отношение к шансам играть в NHL. Там много выводов о том, какие преимущества мы можем дать нашим детям, чтобы у них было больше шансов на успех. Как и все книги Гладуэла - прекрасное и очень вдумчивое чтение.

Одна из глав книги - про проект KIPP (Knowledge Is Power Program - Программа Знания - Сила). Это школы в США, в которых нет оплаты за обучения и в которые могут попасть дети из малообеспеченных семей. Отбор - на основе лотереи, просто случайным способов выбирают из тех, кто подал заявку. Это школы с одним из самых высоких среди бесплатных школ рейтингом поступления в высшие учебные заведения и колледжи. В этих школах дети, у которых почти нет шансов получить хорошее образование за деньги, этот шанс получают. Как? Они больше учатся.

Меньше летние каникулы, более долгие занятия, длинный учебный день, больше нагрузка. Но основная идея в том, что на тот же учебный план дано больше времени. Это не школа с углубленным изучением каких-то предметов. Они учатся примерно по стандартной программе. У них просто на каждую тему, на каждый вопрос, на каждый предмет больше времени.

Наличие времени важно для того, что учит - здесь время будет инструментом для более подробного пояснения, для дополнительных примеров, для пояснений и разъяснений. Учитель будет ровнее разговаривать, давать более длинные интервалы для размышления. Для слушателей время нужно для осмысления, для обработки полученной информации и для поиска решений. Для многих задач даже в первом классе школы нужно время, чтобы подумать. Ребенку, подростку, молодому слушателю или взрослому человеку - нужно время, чтобы обработать, понять и воспринять новую информацию, чтобы найти ей применение.

Время нужно и для повторения. Когда его нет и нужно бежать вперед по программе, повторение - первое, от чего мы отказываемся. А именно повторы и возвращение к теме нужны для того, чтобы укрепить нейронные связи, для формирования ментальных схем.

В KIPP говорят, что их модель отличается тем, что обучение не просто длинное. Оно осознанное.

Если верить их результатам и всем другим исследованиям на эту тему, то получается, что модель организации современного корпоративного обучения, как электронного так и очного, полностью противоречит этой идее. Мы стараемся сделать обучение быстрым - короткие курсы, разовые тренинги. Без повторений, без места на осмысление, без осознанного восприятия.

Может быть нам стоит иначе посмотреть на нашу систему обучения? Может быть и тут нам нужно подумать об осознанности и о том, что на обучение нужно время?

Комментарии

Unknown написал(а)…
Меня зовут Николай Филевский, преподаватель английского.
http://www.english-teacher-online.ru/

Полностью согласен. Качественное образование требует времени в том числе на повторение (всё-таки лучше говорить - припоминание) Интервальные повторения прекрасно воплощены, например, в программе ANKI (бесплатная программа), а для ментальных карт создано огромное количество платных и бесплатных программ - эти mind maps позволяют осмысливать и стуктуризировать. Если Вам интересно посмотреть, как эти идеи (и некоторые другие) можно использовать для запоминания языкового материала (на примере английского) приглашаю посмотреть видеопрезентацию: https://youtu.be/lN22APrNT8s?list=PL_CGNI1a1Jq9erU6vadggft15GY7-Pa3x

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела