К основному контенту

Почему не стоит говорить правильный ответ сразу?

Недавно взялась перечитать Питера Сенге «Пятая Дисциплина». Читала ее лет 10 назад, она и тогда мне показалась исключительно интересной. Сейчас у меня поменялись взгляды, накопилось чуть больше опыта, а потому воспринимается книга совсем иначе, с большим смыслом.

Кстати, отсюда первый вывод - обучение нужно повторять. И вовсе не потому, что никто ничего не помнит. У человека накапливается опыт, меняется отношение к вопросу, материал начинает восприниматься иначе. Например, был у вас курс по бережливому производству. Обучение сотрудники проходили в процессе активного внедрения в компании этой философии. А что такое бережливое производство по сути, когда компания его только начинает внедрять? Верно, это большая и серьезная инновация. Инновация всегда внедряется сложно и через барьеры. Сотрудники обучение по курсу проходили, а голове у них (может быть и не у всех) сидело сопротивление. Мы все инновациям сопротивляемся, особенно когда перед нами яркая перспектива изменения привычек.  Теперь с момента первого обучения прошло 1,5-2 года. С идей бережливого производства все уже смирились, а кому-то даже понравилось. И вот тут самое время повторить обучение. Курс может быть тем же самым, ничего изобретать не нужно. А вот отношение к нему будет уже совсем иное: все, что тогда, в момент первого обучения, перекрыло сопротивление, теперь будет замечено. Многие вещи будут иначе осмыслены, появятся новые мысли и впечатления.

Но вернусь к Сенге. У него есть прекрасная фраза:
«Лучше всего мы учимся на опыте, но с последствиями наших многих самых важных решений мы зачастую не сталкиваемся никогда».
Он говорит, что человек хорошо понимает моментальную причинно-следственную связь, например, схватился за горячее - получил ожог или неприятные ощущения, как минимум. А вот последствия распределенных во времени решений мы трудно соединяем в единую цепочку. В одной аудио-передаче Сенге приводит пример отношений между мужчиной и женщиной, когда обидные моменты и не самые верные слова дают о себе знать через месяцы, а может быть и годы. Но виновник как правило не может понять, что его партнер принял то или иное неопрятное решение по причине тех самых слов, которые были сказаны ранее.

В корпоративном секторе, на который Сенге обращает свое основное внимание, причинно-следственная связь еще менее заметна, потому что результат действий конкретного сотрудника будет по цепочке сказываться достаточно долго, а реальные последствия будут настолько удалены от первоначальной ситуации, что сотрудник никогда их не поймет и про них не узнает.

Для проектирования качественного e-learning курса эта ситуация имеет большое значение.
1) Именно в курсе мы можем дать сотруднику тот опыт, который он никогда не сможет получить в реальной жизни, потому что никогда не будет находиться на том месте, где последствия его действий могут быть очевидны; 
2) В e-learning в целом мы можем моделировать реальную причинно-следственную связь, с распределением по времени. Например, мы сейчас в курсе выполняем какую-то практику, запускаем цепочку, а вот результаты действий видим через пару недель, когда от СДО получаем приглашение пройти следующий модуль. 
3) И еще важно, чтобы там, где есть отложенная связь или она для должности слушателя неочевидна, стоит обратить внимание на создание визуальных цепочек и последовательностей, которые все связи покажут и прояснят. 

Тут же есть и другой важный вывод - нам не стоит в курсах сразу показывать обратную связь к практическим заданиям, особенно к тем, которые имитируют реальную рабочую деятельность. Конечно, я не говорю про процессы, где и в реальной жизни последствия видны сразу. Но вот в каких-то более сложных задачах, где сразу не понятно, что будет, если я поступлю так или иначе, там нужно искать способ отложить обратную связь и не формировать у слушателя ощущение, что все последствия сразу очевидны. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...