К основному контенту

Почему не стоит говорить правильный ответ сразу?

Недавно взялась перечитать Питера Сенге «Пятая Дисциплина». Читала ее лет 10 назад, она и тогда мне показалась исключительно интересной. Сейчас у меня поменялись взгляды, накопилось чуть больше опыта, а потому воспринимается книга совсем иначе, с большим смыслом.

Кстати, отсюда первый вывод - обучение нужно повторять. И вовсе не потому, что никто ничего не помнит. У человека накапливается опыт, меняется отношение к вопросу, материал начинает восприниматься иначе. Например, был у вас курс по бережливому производству. Обучение сотрудники проходили в процессе активного внедрения в компании этой философии. А что такое бережливое производство по сути, когда компания его только начинает внедрять? Верно, это большая и серьезная инновация. Инновация всегда внедряется сложно и через барьеры. Сотрудники обучение по курсу проходили, а голове у них (может быть и не у всех) сидело сопротивление. Мы все инновациям сопротивляемся, особенно когда перед нами яркая перспектива изменения привычек.  Теперь с момента первого обучения прошло 1,5-2 года. С идей бережливого производства все уже смирились, а кому-то даже понравилось. И вот тут самое время повторить обучение. Курс может быть тем же самым, ничего изобретать не нужно. А вот отношение к нему будет уже совсем иное: все, что тогда, в момент первого обучения, перекрыло сопротивление, теперь будет замечено. Многие вещи будут иначе осмыслены, появятся новые мысли и впечатления.

Но вернусь к Сенге. У него есть прекрасная фраза:
«Лучше всего мы учимся на опыте, но с последствиями наших многих самых важных решений мы зачастую не сталкиваемся никогда».
Он говорит, что человек хорошо понимает моментальную причинно-следственную связь, например, схватился за горячее - получил ожог или неприятные ощущения, как минимум. А вот последствия распределенных во времени решений мы трудно соединяем в единую цепочку. В одной аудио-передаче Сенге приводит пример отношений между мужчиной и женщиной, когда обидные моменты и не самые верные слова дают о себе знать через месяцы, а может быть и годы. Но виновник как правило не может понять, что его партнер принял то или иное неопрятное решение по причине тех самых слов, которые были сказаны ранее.

В корпоративном секторе, на который Сенге обращает свое основное внимание, причинно-следственная связь еще менее заметна, потому что результат действий конкретного сотрудника будет по цепочке сказываться достаточно долго, а реальные последствия будут настолько удалены от первоначальной ситуации, что сотрудник никогда их не поймет и про них не узнает.

Для проектирования качественного e-learning курса эта ситуация имеет большое значение.
1) Именно в курсе мы можем дать сотруднику тот опыт, который он никогда не сможет получить в реальной жизни, потому что никогда не будет находиться на том месте, где последствия его действий могут быть очевидны; 
2) В e-learning в целом мы можем моделировать реальную причинно-следственную связь, с распределением по времени. Например, мы сейчас в курсе выполняем какую-то практику, запускаем цепочку, а вот результаты действий видим через пару недель, когда от СДО получаем приглашение пройти следующий модуль. 
3) И еще важно, чтобы там, где есть отложенная связь или она для должности слушателя неочевидна, стоит обратить внимание на создание визуальных цепочек и последовательностей, которые все связи покажут и прояснят. 

Тут же есть и другой важный вывод - нам не стоит в курсах сразу показывать обратную связь к практическим заданиям, особенно к тем, которые имитируют реальную рабочую деятельность. Конечно, я не говорю про процессы, где и в реальной жизни последствия видны сразу. Но вот в каких-то более сложных задачах, где сразу не понятно, что будет, если я поступлю так или иначе, там нужно искать способ отложить обратную связь и не формировать у слушателя ощущение, что все последствия сразу очевидны. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела