К основному контенту

Геймификация: что такое значок и зачем он нужен сотруднику?

Геймификация - это использование игровых инструментов и механик в тех процессах, где раньше этого никогда не было. Сказать, что геймификация обучения это что-то уникально новое - сложно. Даже весьма опытная воспитательница в детском саду моего сына отлично использует наклейки, как способ мотивации раскрашивать ровно и по контуру. Приходит тут человек из сада, а на груди у него бейдж. Говорит, что сегодня он все обводил по контуру. А вот когда не получает - очень расстраивается. Тут сразу возникает вопрос - работает ли этот бейдж на долгосрочные достижения или лишний раз капает на самооценку? Не буду говорить, что я не совсем понимаю, почему закрашивание картинки по контуру так важно, что за него аж бейджи дают. Тем более, в 4,5 года. 

Инструментов геймификации на самом деле очень много. Самые удобные из них - обозначения прогресса, переходы по уровням, отметки о выполнении заданий. Если все это еще хорошо иллюстрировано, то это действительно помогает и привлекает к обучению. 

Есть и еще один инструмент геймификации - бейдж или значок, если говорить по-русски. Картинка, которую мы получаем, если выполняем какие-то условия в процессе обучения. И вот с ними у меня возникает больше всего вопросов. Потому что с одной стороны - это самый простой инструмент для внедрения на портале компании, а с другой - нужно бы понять, на что он будет работать, на какую цель. 

Например, если мне предлагается получить значок за набор курсов по теме. С одной стороны - мотивирует пройти весь набор. С другой стороны - для чего мы проходим курсы? Для получения бейджей или для использования знаний? А что если мотивация будет как раз про бейджи? Или про рейтинг? Можно ведь курс пройти на 100 баллов из 100, но при это вообще ничего не запомнить? 

Нужно внимательно обдумать то, что мы планируем стимулировать и к чему подталкивать. Наша главная цель - использование новых и необходимых знаний в рабочем процессе. И по сути мы именно это и должны поощрять. 

Лучше всего стимулировать правильную активность на портале: 
1) Все курсы сданы вовремя; 
2) Все тесты пройдены вовремя; 
3) Высокий средний балл по всем тестам. 
Такие мотиваторы будут работать именно на процесс обучения. 

А еще имеет смысл подумать о том, как сделать эти достижения более значимыми для сотрудника. Скажем, если я была на очном тренинге, то мне дали сертификат. И я могу его принести сначала домой, показать всем, а потом повесить в рамочке на работе. А еще я могу его с одного места работы забрать на другое. И там тоже показать. А вот бейджи я никуда забрать не могу. Они не будут отражаться в моей трудовой книжке, не будут в моем резюме, потому что как только я выхожу за пределы корпоративного портала, нет никакой информации о том, что именно я там достигла. И как только сотрудники это понимают, мотивация участвовать во всех наших играх резко падает. 

Пусть несколько бейджей превращаются в 1 бумажный сертификат. Или можно дать электронный бейдж и разрешить его опубликовать в соц.сетях. Или как-то еще превратить мои виртуальные достижения в реальные. 

Я за последние дни много вспоминала FourSquare. Такой сервис, где нужно было отмечаться в разных местах. Там за большое количество действий давали бейджи. О них знали только те, кто тоже был в этом приложении зарегистрирован. И достаточно быстро становилось скучно - потому что достижения (если это можно так назвать) никто не видел, конвертировать их в какую-то пользу нельзя, тогда зачем они? 


Если мы внедряем геймификацию в обучении, то самый первый и самый главный вопрос будет о том, какое значение это будет иметь для сотрудников, для тех, кто будет играть?


Комментарии

Unknown написал(а)…
значение, которое будет оказывать геймификация зависит от того, как она будет позиционироваться теми, кто ее будет продвигать, а еще от решения самого сотрудника.
на мой взгляд, геймификация один из способов запустить внутреннюю игру и переключить фокус у сотрудников.
да, особо увлекающиеся могут забываться и думать, что делают все ради бейджиков и заигрываться.
кому-то будет вообще неинтересно.
большинство же (особенно игрики) работают и улучшают результаты, потому что находятся в состоянии игры, и она им помогает через удовольствие и желание получить эти награды улучшать свои показатели.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела