Геймификация - это использование игровых инструментов и механик в тех процессах, где раньше этого никогда не было. Сказать, что геймификация обучения это что-то уникально новое - сложно. Даже весьма опытная воспитательница в детском саду моего сына отлично использует наклейки, как способ мотивации раскрашивать ровно и по контуру. Приходит тут человек из сада, а на груди у него бейдж. Говорит, что сегодня он все обводил по контуру. А вот когда не получает - очень расстраивается. Тут сразу возникает вопрос - работает ли этот бейдж на долгосрочные достижения или лишний раз капает на самооценку? Не буду говорить, что я не совсем понимаю, почему закрашивание картинки по контуру так важно, что за него аж бейджи дают. Тем более, в 4,5 года.
Инструментов геймификации на самом деле очень много. Самые удобные из них - обозначения прогресса, переходы по уровням, отметки о выполнении заданий. Если все это еще хорошо иллюстрировано, то это действительно помогает и привлекает к обучению.
Есть и еще один инструмент геймификации - бейдж или значок, если говорить по-русски. Картинка, которую мы получаем, если выполняем какие-то условия в процессе обучения. И вот с ними у меня возникает больше всего вопросов. Потому что с одной стороны - это самый простой инструмент для внедрения на портале компании, а с другой - нужно бы понять, на что он будет работать, на какую цель.
Например, если мне предлагается получить значок за набор курсов по теме. С одной стороны - мотивирует пройти весь набор. С другой стороны - для чего мы проходим курсы? Для получения бейджей или для использования знаний? А что если мотивация будет как раз про бейджи? Или про рейтинг? Можно ведь курс пройти на 100 баллов из 100, но при это вообще ничего не запомнить?
Нужно внимательно обдумать то, что мы планируем стимулировать и к чему подталкивать. Наша главная цель - использование новых и необходимых знаний в рабочем процессе. И по сути мы именно это и должны поощрять.
Лучше всего стимулировать правильную активность на портале:
1) Все курсы сданы вовремя;
2) Все тесты пройдены вовремя;
3) Высокий средний балл по всем тестам.
Такие мотиваторы будут работать именно на процесс обучения.
А еще имеет смысл подумать о том, как сделать эти достижения более значимыми для сотрудника. Скажем, если я была на очном тренинге, то мне дали сертификат. И я могу его принести сначала домой, показать всем, а потом повесить в рамочке на работе. А еще я могу его с одного места работы забрать на другое. И там тоже показать. А вот бейджи я никуда забрать не могу. Они не будут отражаться в моей трудовой книжке, не будут в моем резюме, потому что как только я выхожу за пределы корпоративного портала, нет никакой информации о том, что именно я там достигла. И как только сотрудники это понимают, мотивация участвовать во всех наших играх резко падает.
Пусть несколько бейджей превращаются в 1 бумажный сертификат. Или можно дать электронный бейдж и разрешить его опубликовать в соц.сетях. Или как-то еще превратить мои виртуальные достижения в реальные.
Я за последние дни много вспоминала FourSquare. Такой сервис, где нужно было отмечаться в разных местах. Там за большое количество действий давали бейджи. О них знали только те, кто тоже был в этом приложении зарегистрирован. И достаточно быстро становилось скучно - потому что достижения (если это можно так назвать) никто не видел, конвертировать их в какую-то пользу нельзя, тогда зачем они?
Если мы внедряем геймификацию в обучении, то самый первый и самый главный вопрос будет о том, какое значение это будет иметь для сотрудников, для тех, кто будет играть?
Комментарии
на мой взгляд, геймификация один из способов запустить внутреннюю игру и переключить фокус у сотрудников.
да, особо увлекающиеся могут забываться и думать, что делают все ради бейджиков и заигрываться.
кому-то будет вообще неинтересно.
большинство же (особенно игрики) работают и улучшают результаты, потому что находятся в состоянии игры, и она им помогает через удовольствие и желание получить эти награды улучшать свои показатели.