К основному контенту

Как не потерять суть при переводе обучения из очного в электронный?

Недавно с коллегами обсуждали, почему созданный электронный курс может не отвечать ожиданиям. Причин может быть очень много: задача неверно поставлена, в процессе согласования было много разнородных изменений, материал оказался не самым лучшим и еще много всего может быть. Есть одна причина, с которой я сталкиваюсь постоянно - достаточно существенное изменение материала при переходе от очного к электронному.

Получается это так. На очном тренинге слайды и иные материалы зачастую имеют второстепенное значение. Основная роль отдается тренеру и он, как говорит один мой друг, "творит". И чем более опытный тренер, тем более интересным может получиться "творение" - примеры, шутки, случаи из практики, аналогии и сравнения. Иногда тренер и вовсе забывает про слайды и начинает увлеченно рисовать на бумаге. Потому как донесение знаний в аудитории - это действительно творческий процесс. Он зависит от группы и от ее настроя, от уровня знаний участников и от их опыта. И даже при написанном скрипте тренинга он редко идет четко сценарию.

При разработке аналогичного курса для e-learning за основу берутся слайды и подстрочник к ним (если он есть), тренер же старается (опять же, если участвует в процессе) старается сделать не курс, а учебник, воспринимая его в первую как дополнение, а не как основной источник. В результате продукт получается не только менее творческим, но и более сухим, я бы сказала, слишком диетическим. Разработчик, внешний или внутренний, никогда сам не сможет передать ту атмосферу, которая создается на тренинге. Примеры такие не придумает, шутки не напишет, аналогии тоже не найдет. А даже если и найдет, не будет это все таким же проверенным, как у тренера, который десятки раз опробовал это на своих участниках.

Как обычно, есть вопрос - что делать? 
1) Брать за основу первоисточник. То есть сам тренинг, в его живом исполнении. Его можно снять на видео или принять в нем участие, записать шутки, идеи, сравнения, последовательность. При относительно небольших затратах по времени можно получить уникальный материал, вплоть до логики анимации схем, записанной в процессе рисования этой схемы тренером на доске.
2) Обучать тренера или эксперта. Скорее даже не обучать, а готовить к тому, что курс будет самостоятельным носителем, может быть даже виртуальным отражением самого эксперта. И этот курс должен "говорить и рассказывать", а не быть формальным документом по определенной теме.
3) Опираться сначала на смысл темы, а потом уже на имеющиеся материалы. Потому как прочтение материалов может быть разным. У нас недавно была история, когда после изучения исходника у нас было стойкое ощущение, что курс должен быть по управлению изменениями в классическом виде, а после разговора с тренером оказалось, что это тренинг про внедрение совершенно конкретного новшества, а теория в слайдах дана просто для опоры.

Важно, чтобы при переезде, все самое ценное не потерялось. А ценность чаще всего находится не в тех источниках, которые нам для разработки передают. И тут есть еще одна хитрость - если вы собираете материалы для курса и ощущаете, что эксперты самым сокровенным делиться не хотят, то лучший способ с этим справиться - показать то, насколько вам лично интересна тема и как вам хочется узнать как можно больше. И вам расскажут такое, что не только курс будет интересным, но и вы сами влюбитесь в идею. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела