К основному контенту

Сторителлинг: устами сотрудников

Истории в обучении - это не только модный тренд. Это отражение того, как учится мозг человека. 

Во всех культурах, во всех странах мира, люди рассказывали друг другу истории, чтобы осознать, поделиться и вспомнить знания. Наши предки сидели у костра и слушали рассказы старейшин, мы же смотрим кино, спектакли и читаем книги, чтобы поделиться сюжетами из нашей жизни. За долгое время структура истории стала универсальным способом коммуникации информации, наших убеждений и видения и того, кем мы является. 

Многочисленные научные исследования о работе мозга уже давно доказали, что эмоционально вовлекательные истории воздействуют на больше количество области мозга, чем рациональные, основанные на данных сообщения. Это означает, что история в обучении будет сильнее влиять на слушателей и они запомнят материал. Истории создают большое количество сенсорных ассоциаций, вспоминать их проще, чем обычный материал, при вспоминании которого чувства не задействованы.

Казалось бы самое простое решение - подавать курс в виде истории. Многие стараются это сделать, зачастую получая отличный результат. Однако, возникает вопрос - действительно ли можно написать настоящую, эмоционально вовлекающую историю по каждой теме корпоративного обучения? Скорее всего нет. И дело не в том, что нельзя придумать историю. Просто она будет недостаточно элегантной - не будет легко и просто восприниматься, не будет эмоционально вовлекать всю целевую аудиторию. Может возникнуть ощущение надуманности.

В практически любой теме корпоративного обучения будут как новички, так и профессионалы. Будут те, кто уже работает по новым правилам и регламентам, продавцы года, специалисты месяца, эксперты, которые знают вопрос «от и до». И если мы посмотрим на вопрос истории с другой стороны, то увидим очень простое решение - размещение в курсе историй сотрудников. Как они начинали, как применяют сейчас, какие преимущества видят. Такая история может быть написала просто в формате интервью или небольшим личным рассказом, всего несколько предложений. Может быть будет более длинная история, но разбита на несколько частей и представлена в разных местах в курсе. Ведь в древние времена кто рассказывал истории? Более опытные люди, старейшины и гуру. Те, чьи знания и достижения признаются. 


Истории коллег в курсе сделают его, курс, более живым. Потому что сразу будет понятно, что он про нас, про сотрудников этой компании, про наши будни и наши задачи. Не каждая придуманная история, с нарисованными персонажами и выдуманными героями, будет иметь такой эффект. Герою могут и не поверить, а вот историям пары коллег, которые к тому же применяют профессиональный сленг, вполне даже поверят. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...