К основному контенту

Сторителлинг: устами сотрудников

Истории в обучении - это не только модный тренд. Это отражение того, как учится мозг человека. 

Во всех культурах, во всех странах мира, люди рассказывали друг другу истории, чтобы осознать, поделиться и вспомнить знания. Наши предки сидели у костра и слушали рассказы старейшин, мы же смотрим кино, спектакли и читаем книги, чтобы поделиться сюжетами из нашей жизни. За долгое время структура истории стала универсальным способом коммуникации информации, наших убеждений и видения и того, кем мы является. 

Многочисленные научные исследования о работе мозга уже давно доказали, что эмоционально вовлекательные истории воздействуют на больше количество области мозга, чем рациональные, основанные на данных сообщения. Это означает, что история в обучении будет сильнее влиять на слушателей и они запомнят материал. Истории создают большое количество сенсорных ассоциаций, вспоминать их проще, чем обычный материал, при вспоминании которого чувства не задействованы.

Казалось бы самое простое решение - подавать курс в виде истории. Многие стараются это сделать, зачастую получая отличный результат. Однако, возникает вопрос - действительно ли можно написать настоящую, эмоционально вовлекающую историю по каждой теме корпоративного обучения? Скорее всего нет. И дело не в том, что нельзя придумать историю. Просто она будет недостаточно элегантной - не будет легко и просто восприниматься, не будет эмоционально вовлекать всю целевую аудиторию. Может возникнуть ощущение надуманности.

В практически любой теме корпоративного обучения будут как новички, так и профессионалы. Будут те, кто уже работает по новым правилам и регламентам, продавцы года, специалисты месяца, эксперты, которые знают вопрос «от и до». И если мы посмотрим на вопрос истории с другой стороны, то увидим очень простое решение - размещение в курсе историй сотрудников. Как они начинали, как применяют сейчас, какие преимущества видят. Такая история может быть написала просто в формате интервью или небольшим личным рассказом, всего несколько предложений. Может быть будет более длинная история, но разбита на несколько частей и представлена в разных местах в курсе. Ведь в древние времена кто рассказывал истории? Более опытные люди, старейшины и гуру. Те, чьи знания и достижения признаются. 


Истории коллег в курсе сделают его, курс, более живым. Потому что сразу будет понятно, что он про нас, про сотрудников этой компании, про наши будни и наши задачи. Не каждая придуманная история, с нарисованными персонажами и выдуманными героями, будет иметь такой эффект. Герою могут и не поверить, а вот историям пары коллег, которые к тому же применяют профессиональный сленг, вполне даже поверят. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около