Новый год решила начать с вопроса доверия. Потому что доверие имеет очень большое значение во всех аспектах нашей жизни. Для электронного обучения доверие тоже важно.
- Будет ли курс ценным для меня?
- А что если материалы в нем не будут актуальными?
- Действительно ли нужно делать так, как там сказано?
И вообще - стоит ли прикладывать какие-то усилия, чтобы этот курс проходить? Ведь пройти можно по-разному - можно действительно читать, думать, записывать, а можно - просто пролистать, запомнить все только для сдачи теста. И мы практически не можем проверить, как именно проходили курс, по крайне мере до того момента, пока не смотрим на показатели деятельности.
При создании курса зачастую про вопрос доверия разговор не идет. Потому что мы знаем, что у нас отличный эксперт. Мы этому эксперту доверяем (мы про него знаем много и доверяем тем, кто нам его прикрепил). Мы уверены, что материал достойный. И еще у нас очень много разных подтверждений того, что с курсом все отлично. У слушателя этих подтверждений нет. Он открывает курс, там названия и цели, содержание и какая-то мотивация к прохождению. Чаще всего там нет информации о том, кто его сделал, почему этому человеку стоит доверять. А доверие снимает стресс, делает человека менее напряженным и более открытым. Это для обучения очень полезно.
Если провести небольшое исследование, то можно «выловить» факторов доверия к курсу:
- Достоверность. Тут важна репутация автора/тренера, репутация самого источника. Имеет очень большое значение репутация e-learning системы. Смело можно сделать вывод, что личность автора курса должна быть открыта, его опыт и достижения. А еще мы должны показать мнение других о самой системе дистанционного обучения - информация о том, как пройденные курсы помогли другим коллегам, как сделали их жизнь лучше.
- Дизайн. Оказывается, на доверие влияет аккуратность курса, удобство чтения, удобство работы с ресурсом. Пусть будет просто, но аккуратно и понятно.
- Доступность тренера/автора. Людям важно понимать, что если будет вопрос, то есть тот, кто сможет на него ответить. Что можно будет обсудить, подумать над спорными ситуациями. Мне тут недавно знакомые из одной компании рассказали, что e-learning не любят потому, что он безапелляционный. С тренером можно спорить, можно обсуждать, иногда даже переубедить можно. А в курсе все так написано, что кажется, что иных вариантов нет. Многие с этим не согласны.
Если курсу, который мы создали, будут доверять, у нас будет куда больше шансов на то, что человек запомнит представленную в нем информацию и будет потом использовать. Тут еще один пример можно посмотреть, из обычной жизни. Скажем, есть какой-то автор книг, которого вы с удовольствием читаете и его мнение кажется вам важным. В очередной книге он ссылается на книгу другого автора. Очень вероятно, что вы обратите на нее внимание, а может быть даже и прочитаете. Потому что мнение автора для вас важно и вам интересно, почему он обратил внимание на эту работу. Это тоже про доверие. Такую цепочку можно сделать и в системе электронного обучения. Когда про курс будут говорит люди, мнение которых в компании уважают. Когда они будут его представлять и отмечать, почему считают материалы ценными. Источник, у которого нет лица и нет автора, с трудом может расчитывать на доверие.
Комментарии