К основному контенту

Как сформировать доверие к электронным курсам?

Новый год решила начать с вопроса доверия. Потому что доверие имеет очень большое значение во всех аспектах нашей жизни. Для электронного обучения доверие тоже важно. 

Человек открывает курс и думает: 
  • Будет ли курс ценным для меня? 
  • А что если материалы в нем не будут актуальными? 
  • Действительно ли нужно делать так, как там сказано? 

И вообще - стоит ли прикладывать какие-то усилия, чтобы этот курс проходить? Ведь пройти можно по-разному - можно действительно читать, думать, записывать, а можно - просто пролистать, запомнить все только для сдачи теста. И мы практически не можем проверить, как именно проходили курс, по крайне мере до того момента, пока не смотрим на показатели деятельности. 

При создании курса зачастую про вопрос доверия разговор не идет. Потому что мы знаем, что у нас отличный эксперт. Мы этому эксперту доверяем (мы про него знаем много и доверяем тем, кто нам его прикрепил). Мы уверены, что материал достойный. И еще у нас очень много разных подтверждений того, что с курсом все отлично. У слушателя этих подтверждений нет. Он открывает курс, там названия и цели, содержание и какая-то мотивация к прохождению. Чаще всего там нет информации о том, кто его сделал, почему этому человеку стоит доверять. А доверие снимает стресс, делает человека менее напряженным и более открытым. Это для обучения очень полезно. 

Если провести небольшое исследование, то можно «выловить» факторов доверия к курсу: 
  • Достоверность. Тут важна репутация автора/тренера, репутация самого источника. Имеет очень большое значение репутация e-learning системы. Смело можно сделать вывод, что личность автора курса должна быть открыта, его опыт и достижения. А еще мы должны показать мнение других о самой системе дистанционного обучения - информация о том, как пройденные курсы помогли другим коллегам, как сделали их жизнь лучше. 
  • Дизайн. Оказывается, на доверие влияет аккуратность курса, удобство чтения, удобство работы с ресурсом.  Пусть будет просто, но аккуратно и понятно. 
  • Доступность тренера/автора. Людям важно понимать, что если будет вопрос, то есть тот, кто сможет на него ответить. Что можно будет обсудить, подумать над спорными ситуациями. Мне тут недавно знакомые из одной компании рассказали, что e-learning не любят потому, что он безапелляционный. С тренером можно спорить, можно обсуждать, иногда даже переубедить можно. А в курсе все так написано, что кажется, что иных вариантов нет. Многие с этим не согласны. 

Если курсу, который мы создали, будут доверять, у нас будет куда больше шансов на то, что человек запомнит представленную в нем информацию и будет потом использовать. Тут еще один пример можно посмотреть, из обычной жизни. Скажем, есть какой-то автор книг, которого вы с удовольствием читаете и его мнение кажется вам важным. В очередной книге он ссылается на книгу другого автора. Очень вероятно, что вы обратите на нее внимание, а может быть даже и прочитаете. Потому что мнение автора для вас важно и вам интересно, почему он обратил внимание на эту работу. Это тоже про доверие. Такую цепочку можно сделать и в системе электронного обучения. Когда про курс будут говорит люди, мнение которых в компании уважают. Когда они будут его представлять и отмечать, почему считают материалы ценными. Источник, у которого нет лица и нет автора, с трудом может расчитывать на доверие. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела