К основному контенту

Формат не имеет значения

Было бы желание... Если есть мотивация изучить что-то, мы готовы это сделать практически из любого источника. Если тема важна, если задача, под которую нужны новые знания, то даже старая отсканированная газета, в которой трудно разобрать слова, вполне подойдет. Большинство людей не нужно развлекать в процессе получения новых знаний - они решают задачу. Хотя да, я скорее всего, красивый анимированный ролик будет неплохим способом немного отдохнуть.

К чему я это? В очередной раз наблюдаю, как формат курса начинает становится важнее смысла курса. Сначала у нас были игровые курсы, которые все старались применить везде, где только можно, тренажеры и симуляторы пробовали даже для тех тем, где ничего кроме простого чтения не нужно. Теперь на очереди видео-ролики. Анимированный, скрайбинг, полноценное кино или рекламные заставки - вариантов на рынке стало очень много. И стоимость разная - от вполне бюджетных до очень дорогих. 

Видео-ролик - короткий, зачастую достаточно яркий, формат. Слушателю не нужно сильно напрягаться (вы уж простите меня за такой жаргон). Делать ничего не нужно, сидишь, смотришь, а перед тобой мелькают картинки, диктор что-то рассказывает и даже играет музыка. Очень привлекательно. А главное очень легко, как недавно отметил один мой коллега по цеху, поставить себе галочку - просмотрел, изучил, молодец! Кажется, что материал в таком формате настолько привлекательный, что все его будут изучать. 

Давайте посмотрим - что именно привлекательно? Материал или формат? Обучение должно быть осмысленным и осознанным, иначе толку от него никакого не будет. И мотивация к обучению должна быть только смыслом, а не форматом. Потому что сотрудник, слушатель, должен понять, почему он будет проходить это обучение, почему ему это нужно и что будет в его жизни хорошего после изучения. Только при таком понимании человек начинает изучать материал, вникать в него, делать выводы, а самое главное - думать о том, где и как он может новый материал применить. И тут формат не имеет значения, сам формат нас ни к чему подобному не призывает. 

Именно на смысл в курсе должен быть основной акцент. Да, это требует проработки, анализа целевой аудитории, анализа задачи обучения и еще много других итераций на этапе подготовки курса. Нужно собрать информацию, понять проблему и задачу и на основе этого подать материал так, чтобы слушатели его восприняли и приняли на вооружение. 

Видео-ролики могут быть прекрасным элементом курса. Они могут вдохновлять, мотивировать, акцентировать внимание, может быть даже немного развлекать, что тоже имеет смысл при сложных и больших курсах. Но они точно не подходят для большого объема информации, не подходят для того, чтобы человек мог подумать над представленной информацией - там все слишком быстро, сложно остановиться, нужны дополнительные действия, чтобы вернуться или пройти вперед. И еще важно помнить, что далеко не каждая тема корпоративного обучения может быть красиво и легко подана в виде ролика, без упрощения сути и отказа от части материала, который слушателям действительно нужен. 

Если ролик используется, то он должен быть встроен в курс: к нему должно быть вступление с текстом, чтобы акцентировать внимание во время просмотра, по нему должны быть выводы, задания, материалы для самостоятельного изучения в виде текста. 

Возможность использовать для доставки знаний разные форматы - это прекрасно и даже необходимо. Но у каждого формата и у каждого элемента в курсе - своя роль. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела