К основному контенту

Как испугать слушателя целями обучения?

Человек открыл электронный курс. Если вы думаете, что это очень просто, то я с вами точно не согласна. Технически, да, это всего пара кликов, а может быть даже всего 1. Но сколько мыслей стоит за этим действием! Будет ли он сложным? Хватит ли у меня времени? Смогу ли я запомнить то, что там написано? Стоит ли вообще его проходить? Может стоит отложить? А что будет, если я его не пройду или не сдам тест?… И все же человек принял решение и открыл курс. И даже нажал на кнопку «Начать обучение». (Эта кнопка сама по себе большая трудность, потому как далеко не все воспринимают обучение, как что-то положительное и приятное). 

Что же мы видим в самом начале курса? 
  • «После изучения данного курса слушатели должны знать … и уметь…"
  • «Данный курс призван рассказать о …"
  • «Цели изучения курса: Понять…, Знать…"
Какое-то не самое удачное начало. Представьте себе, что вы начинаете смотреть фильм, а у вас вместо красивого вида, интересной завязки, приятной музыки и прочих атрибутов, настраивающих на желание продолжить просмотр, будет описание «После просмотра фильма, вы должны понять, что…». А еще кусочек информации из бизнес-плана на создание курса, с описанием того, зачем его снимали. 

Такая постановка задачи обучения пугает. Она создает стресс словами «должен», «понять», формальным тоном и отсутствием пояснений о том, что на самом деле, если вы пройдете курс, то получите дополнительное преимущество в своей работе. 

Слушатель, который все-таки решился проходит курс, хочет понять, что он не зря принял это решение и что в курсе будет что-то, что сделает его жизнь лучше. Есть вопросы, которые его больше всего занимают в самом начале обучения: 
  • Почему я здесь? Почему мне нужно это изучать? 
  • Что именно я изучу? 
  • Почему это важно для меня? 
  • Почему это обучение важно для моей работы? 
  • Что изменится в лучшую сторону после обучения? 
  • Что я должен начать делать иначе после обучения? 

Эти простые вопросы, ответы на которые слушателю стоит показать в самом начале, могут снять страх и неопределенность на старте работы с курсом. Они дают возможность примерить тему курса на себя и понять, что обучение будет полезным, что в курсе будет что-то, что важно именно для меня. Естественно, поставленные компанией задачи обучения тоже можно оставить, особенно если именно на основе них вы будете делать замеры эффективности. Но испугать слушателя сразу - залог не самого удачного обучения. 

Комментарии

Oleksandr Slipets написал(а)…
+1 балл мне в карму за то, что никогда не использовал "пугалок" в курсе. Касательно второй части вопросов пробовал несколько вариантов. Был вариант, когда большинство ответов было в начале курса, я называю "intro" курса (своеобразное погружение в тему). На текущий момент - понимаю, что внутренние ответы слушатель должен найти на протяжении всего обучения.
К примеру, вопросы:
1) Почему я здесь? Почему мне нужно это изучать? Что именно я изучу? - в большинстве случаев в начале курса;
2) Почему это важно для меня? Почему это обучение важно для моей работы? - в процессе обучения, где блоки теоретического материала:
3) Что изменится в лучшую сторону после обучения? Что я должен начать делать иначе после обучения? - обратная связь по выполнению практических заданий или в заключительной части курса (как план действий).
Интересно услышать мнения коллег, как у них происходит на практике.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить.