К основному контенту

Про видео, скрайбинг и свободу слушателя

У нас сейчас есть в работе проект, в котором заказчик очень захотел ролик. Сначала просто небольшой ролик в начале курса, а потом решил и всю теорию сделать в таком виде. В виде скрайбинга. 10 минут. Про достаточно непростой внутренний процесс, про который нужно запомнить не только последовательность действий, но и весьма непростые названия структурных подразделений. Желание заказчика сделать достаточно скучный материал хоть как-то более привлекательным вполне справедливо.

Приняли решение делать скрайбинг. Я лично люблю этот формат, он динамичный и привлекательный. Но вот что произошло. Пока мы смотрели различные примеры в сети, чтобы согласовать все наши идеи с заказчиком, я вдруг поняла, что в реальности я не могу смотреть такой ролик больше, чем 1,5 минуты. Даже самые интересные разработки начинают надоедать. Формат интенсивный. Много графики, движения, анимации, текст, звук и еще музыка. По сути скрайбинг - формат с высокой когнитивной нагрузкой, причем высока не относительная нагрузка (та, которая отвечает за понимание смысла и его сохранения для дальнейшего использования), высока посторонняя нагрузка. Мне нужно все время быть очень внимательной, мне нужно все время следить за происходящим, чтобы уловить весь смысл ролика.

Когда такой ролик длится не более 1,5 минут и по сути не говорит чего-то важного, а мотивирует и привлекает внимание, это комфортно. Особенно если там есть немного юмора. Мне рассказали, что у нас есть такой процесс в компании и что важно соблюдать его и всякие там правила, которые к нему прилагаются. А потом уже в последовательном (или каком-то другом варианте) я получаю информацию о деталях.

В случае смешанного варианта, ролик + детали, в момент получения деталей у меня, как у слушателя, появляется свобода: читаю со своей скоростью, могу что-то записать без нажатия паузы, могу глазами вернуться в начало списка. В ролике же мне нужно будет перематывать и искать то место, где я что-то не поняла или не запомнила. И найти правильное место в 10-минутном фрагменте - не самая простая задача.

Мое внимание очевидно будет уделено не только смыслу - тут и анимация, и форма объектов, и голос диктора и что-то еще. Скорее всего в какой-то момент я просто задумаюсь о своем и "очнусь" пропустив приличную часть материала. В смешанном варианте у меня гораздо больше свободы.

Такая же история и про видео. Особенно если они не интерактивное, а запись лекции. Пусть и хорошо снятая лекция, но все равно сложно удержать фокус и постоянно следить за происходящим. Но с видео все же проще, потому что там есть только лектор и отвлечений меньше, чем в скрайбинге.

Эта история в очередной раз мне напомнила о том, что каждому формату - свое место и своя роль. И каким бы привлекательным он ни казался бы, мы все равно должны его проверить на применимость в конкретной ситуации. Если это скрайбинг, то ему самое место в роли мотиватора, привлечения внимания, акцента на какой-то важный момент. Но он точно не подойдет для передачи большого объема сложного материала. Также как и текстовый слайд не нужно использовать для передачи текстом большой схемы или последовательности, нужно рисовать. Если формат отлично работает в одном месте, нет гарантии, что он также хорошо будет работать в другом, для другой задачи. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела