К основному контенту

Эффективность обучения: как понять, что происходит в момент изучения курса?

Меня всегда больше всего интересует, как люди проходят те курсы, которые мы создаем. Некоторые курсы я даю друзьям, родителям и всем окружающим, чтобы посмотреть, как они на них реагируют. Самое интересное - встать за спиной и смотреть, где мы перемудрили с навигацией. Но эти люди - не сотрудники компаний и обучение им не нужно. Точнее сказать, что это не обязательно и мотивация скорее в том, чтобы посмотреть что-то новое и сделать мне приятно. А вот что происходит с теми, для кого курс сделан?

Мы можем сделать анкету в конце курса, в которой зададим все самые важные вопросы. Про использование курса, про удобство, про содержание и еще что-то, что нам важно. Но в конце курса мы уже ничего не можем поменять, не сможем изменить впечатление.

Можно ли как-то организовать оценку эффективности курса, которая будет передавать нам оперативные данные и позволит корректировать курс по ходу?
  1. Курс должен быть сделать в виде набора небольших модулей. По сути - программа обучения. Например, некий типовой курс по этике изучается около 40 минут. Его можно разбить на 4 курса по 10 минут или на 10 курсов по 4 минуты. На мой личный вкус, второй вариант более интересный. Но я чуть позже про это напишу. Сейчас пусть это будут 4 курса по 10 минут изучения каждый.
  2. Программу обучения строим так - 1 модуль в неделю.
  3. В конце каждого курса добавляем 1 минуту на опрос о обучении: полезно ли, понятно ли, решает ли задачи и т.д. Вопросы должны быть по существу и, по возможности, должны спрашивать о том, какие вопросы остались, что еще хотелось бы узнать.
  4. На прохождение даем 2-3 дня - за это время большинство людей смогут найти 10 минут.
  5. Ближе к завершению изучения курса собираем и анализируем данные по опросам.
  6. Так как модули у нас небольшие, то на их корректировку достаточно 1 дня. Если опросы показывают, что слушателям не все нравится или чего-то не хватает, то изменения могут быть внесены не только в сами курсы, но и могут быть просто приложенными документами, ссылками - инструментами быстрого обновления и дополнения.
Такая система оценки эффективности дает возможность держать руку на пульсе и видеть, что на самом деле важно для сотрудников и как они оценивают обучение.

Сами по себе короткие курсы вообще более удобные. Их можно быстро исправить, можно какие-то курсы убрать, другие добавить. Самое важное, что по ним гораздо проще понять, что слушателям было полезно, а что нет. Большой курс слушатели не воспринимают полностью - банально не хватит оперативной памяти на все, что было изучено в течении 40-60 минут.

Комментарии

Unknown написал(а)…
"...было изучено в течении 40-60 минут. "
Вот теперь всё понятно. Сначала очень насторожили 40 минут. Что ж за курс такой?! Но "в течении" всё расставило по местам. Ну или по течению, может быть.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.
У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает ч…

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло.

Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты.

1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В.
2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий.
3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных.
4. Выбирайте ответы в середине. Многие…

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сн…