К основному контенту

В чем на самом деле заключается задача обучения?

Электронное обучение - это быстро. В большинстве случаем, даже с учетом периода разработки курса, такое обучение будет быстрее чем очное. Нет командировок, издержек с ними связанных и многого другого. Для компании эта скорость имеет значение, потому что уже завтра наши сотрудники могут получить всю необходимую информацию, это можно проверить, можно дать потренироваться. Преимущества очевидны. 

Но создание курса не может быть раньше, чем приходит понимание. Понимание темы, проблем, задач обучения. Например, в компании внедряется система управления рисками. Сделаны первые шаги, есть общее представление о том, что такое управление рисками в компании, зачем мы это делаем. Есть даже общее видение, как это будет работать. Но нет примеров, нет проблем, нет сложностей. В этот момент, для ускорения процесса внедрения, очень хочется сделать электронный курс, который всех выведет на одну волну понимания. Желание закономерное, но с ним нужно быть аккуратнее. 

На данный момент единственный курс, который можно сделать - информационный и мотивационный. То есть короткий, емкий курс о том, что такое управление рисками, зачем наша компания стала этим вопросом заниматься, как это в целом отразиться на нашей работе. От этого курса, не смотра на кажущуюся поверхностность, будет польза - он подготовит сотрудников компании к будущим изменениями. 

А вот сделать курс про то, как работает управление рисками в нашей компании, как все устроено и что потребуется конкретно от каждого сотрудника - такой курс сделать нельзя. Потому что нет примеров использования, нет окончательного понимания, как будет работать, кто и как будет задействован. Для создания эффективного курса нужны примеры. На их основе будут сделаны кейсы, практические задания, будет организована геймификаци, если она актуальна. Без примеров ничего этого сделать нельзя. А если и разработать, то будет настолько оторвано от реальности, что толку от курса все равно не будет. 

Для любого крупного проекта внутри большой компании нужно время на понимание и на то, чтобы можно было говорить о конкретных вещах. Это может быть и управление рисками и управление изменениями и система показателей деятельности и любая другая серьезная и крупная тема. Осознание нужно для примеров, как положительных, так и отрицательных, без которых качественный курс создать нельзя. 

Что происходит, если сразу начать делать курс? Нет понимания задачи обучения - она вроде и информирование, а вроде и обучение действию. Как только дело доходит до практической составляющей, сразу оказывается, что нет материала, нет тех самых примеров, нет точного понимания, как все работает или будет работать. Понятное дело, что ни один разработчик, тем более внешний, не сможет сделать такой материал сам - это очень «личная», корпоративная тема. И тут сразу и задержка разработки и трудности с примкой готового продукта и еще много разных трудностей.

Как проверить, можно ли по выбранной теме делать курс? Тут можно задать себе несколько вопросов. И не только себе, но и внутреннему заказчику, который курс запросил. 

  • Есть ли практика применения инструмента в компании? Есть ли уже какой-то опыт по теме? 
  • Есть ли общее видение у всех участников процесса? 
  • Есть ли практика с отрицательными примерами? 
  • Будет ли возможность подготовить такое количество кейсов и примеров, чтобы все слушатели смогли в курсе найти себя? 
  • Могут ли быть в ближайшее время (6-8 месяцев) изменения, которые повлияют на практику примения инструментов в компании? 

Если на все вопросы, кроме последнего, у вас большинство ответов «нет», то скорее всего нужен информационный курс, который всем расскажет о грядущих изменениях. Или пока вообще курс не нужен. А вот если ответы положительные, то к созданию курса можно приступать. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела