К основному контенту

Почему на самом деле мозг любит учиться?

Новый год я решила начать с нейронауки. За последнее время нейронаука очень сильно шагнула вперед и теперь у нас есть множество публикаций о том, как работает мозг, при каких условиях он работает тем или иным образом. Как и всегда, можно спорить о том, есть ли достаточно доказательств у этих исследований или нет. Большинство уже достаточно обоснованы, им можно доверять и даже можно проверить на себя, попробовав те или иные совершенно безобидные упражнения. Жаль, что в процесс обучения, в компаниях и вузах, все эти удивительные находки попадают достаточно медлено. А так как каждый год нужно начинать с чего-то нового, то я и решила поговорить о том, почему мозг любит учиться. 


Скорее всего вы слышали про дофамин. Говоря научным языком - это нейромедиатор, то есть активное химическое вещество, которое передает электрический импульс от нервной клетки по цепочке внутри мозга человека для создания потенциала действия. Дофамин является частью "системы вознаграждения» мозга и вызывает чувство удовольствия или удовлетворения. Активнее всего дофамин выделяется от вкусной еды. Последние исследования показали, что сильнее всего наличие дофамина влияет на нашу мотивацию к поиску вознаграждения, а не само вознаграждение как таковое. И еще данные исследований говорят, что получение новой информации также активирует выделение дофамина, который затем побуждает нас разбираться в теме дальше, чтобы снова узнать что-то новое и снова получить «дозу» дофамина. 


Например, когда вы играете в компьютерную игру, прохождение уровня мотивирует нас играть еще, чтобы набрать новые очки, открыть новые уровни или получить новые награды. Вы хотите снова испытать то ощущение, когда у вас получилось и прошли уровень. Радость, удовлетворение. 


У меня так с книгами: иногда я читаю, нахожу что-то удивительное и новое для себя и физически ощущаю радость, которой мне хочется делиться со всеми. Даже иногда не могу читать дальше, потому что весь мой мозг радуется тому, что я узнала. А потом снова хочется открыть книгу и снова найти еще что-то не менее интересное и важное. 


Дофамин особенно хорошо вырабатывается, когда человек узнает что-то новое в той области, с которой он уже знаком. Например, когда вы делаете курсы, а вам попадается статья, которая рассказывает об очень эффективном и проверенном способе привлечения внимания в онлайн обучении. С одной стороны - новый подход, которого вы раньше не знали. С другой стороны - это связано с тем, что вы делаете и что имеет для вас значение. 


Если попробовать применить эти исследования к созданию курсов, то получается следующее: 

1) На самом деле мозг любит учиться, потому что так устроена его природа; 

2) Если человек не учиться, то скорее всего потому, что в курсе, который мы ему предложили, нет чего-то действительно нового для него, того, что имеет значение. 

3) Человек может быть упрямым и считать, что и так все знает. В этом случае он будет блокировать всю новую информацию. Чтобы ее все-таки прочитали, нужно правильно обыграть новое - «Представляете, оказывается…!». Или добавить еще каких-то эмоций, которые сначала привлекут внимание, а потом уже человек увидит то новое, что мы хотим ему показать. 

4) В любом учебном материале должна быть уверенная связь между тем, что человек сейчас делает, что для него имеет значение, и тем новым, что мы хотим ему передать. Опять же исследования показали, что при проверки знаний слушатели показывают лучшие результаты, если в процессе обучение и в самих практических заданиях новый материал интегрирован с тем, что слушателю уже знакомо. 


В любом случае, от познания нового у человека выделяется дофамин, что вызывает ощущения удовольствия. Остается только один вопрос - это новое должно быть действительно важно для человека, должно иметь значение. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...