12.01.2015

Почему на самом деле мозг любит учиться?

Новый год я решила начать с нейронауки. За последнее время нейронаука очень сильно шагнула вперед и теперь у нас есть множество публикаций о том, как работает мозг, при каких условиях он работает тем или иным образом. Как и всегда, можно спорить о том, есть ли достаточно доказательств у этих исследований или нет. Большинство уже достаточно обоснованы, им можно доверять и даже можно проверить на себя, попробовав те или иные совершенно безобидные упражнения. Жаль, что в процесс обучения, в компаниях и вузах, все эти удивительные находки попадают достаточно медлено. А так как каждый год нужно начинать с чего-то нового, то я и решила поговорить о том, почему мозг любит учиться. 


Скорее всего вы слышали про дофамин. Говоря научным языком - это нейромедиатор, то есть активное химическое вещество, которое передает электрический импульс от нервной клетки по цепочке внутри мозга человека для создания потенциала действия. Дофамин является частью "системы вознаграждения» мозга и вызывает чувство удовольствия или удовлетворения. Активнее всего дофамин выделяется от вкусной еды. Последние исследования показали, что сильнее всего наличие дофамина влияет на нашу мотивацию к поиску вознаграждения, а не само вознаграждение как таковое. И еще данные исследований говорят, что получение новой информации также активирует выделение дофамина, который затем побуждает нас разбираться в теме дальше, чтобы снова узнать что-то новое и снова получить «дозу» дофамина. 


Например, когда вы играете в компьютерную игру, прохождение уровня мотивирует нас играть еще, чтобы набрать новые очки, открыть новые уровни или получить новые награды. Вы хотите снова испытать то ощущение, когда у вас получилось и прошли уровень. Радость, удовлетворение. 


У меня так с книгами: иногда я читаю, нахожу что-то удивительное и новое для себя и физически ощущаю радость, которой мне хочется делиться со всеми. Даже иногда не могу читать дальше, потому что весь мой мозг радуется тому, что я узнала. А потом снова хочется открыть книгу и снова найти еще что-то не менее интересное и важное. 


Дофамин особенно хорошо вырабатывается, когда человек узнает что-то новое в той области, с которой он уже знаком. Например, когда вы делаете курсы, а вам попадается статья, которая рассказывает об очень эффективном и проверенном способе привлечения внимания в онлайн обучении. С одной стороны - новый подход, которого вы раньше не знали. С другой стороны - это связано с тем, что вы делаете и что имеет для вас значение. 


Если попробовать применить эти исследования к созданию курсов, то получается следующее: 

1) На самом деле мозг любит учиться, потому что так устроена его природа; 

2) Если человек не учиться, то скорее всего потому, что в курсе, который мы ему предложили, нет чего-то действительно нового для него, того, что имеет значение. 

3) Человек может быть упрямым и считать, что и так все знает. В этом случае он будет блокировать всю новую информацию. Чтобы ее все-таки прочитали, нужно правильно обыграть новое - «Представляете, оказывается…!». Или добавить еще каких-то эмоций, которые сначала привлекут внимание, а потом уже человек увидит то новое, что мы хотим ему показать. 

4) В любом учебном материале должна быть уверенная связь между тем, что человек сейчас делает, что для него имеет значение, и тем новым, что мы хотим ему передать. Опять же исследования показали, что при проверки знаний слушатели показывают лучшие результаты, если в процессе обучение и в самих практических заданиях новый материал интегрирован с тем, что слушателю уже знакомо. 


В любом случае, от познания нового у человека выделяется дофамин, что вызывает ощущения удовольствия. Остается только один вопрос - это новое должно быть действительно важно для человека, должно иметь значение.