К основному контенту

О вреде бренд-бука

Не секрет, что практически у каждой компании есть свой фирменный стиль. И рекомендации по оформлению всевозможных документов в соответствии с ним собраны в документе под названием «брендбук». Брендбуки бывают разные - подробные и не очень, с множеством вариантов использования логотипов и корпоративных цветов или лишь с парой строк рекомендаци.

Когда появился e-learning, то кто-то в какой-то момент решил, что электронные курсы тоже должны следовать правилам брендбука. В большинстве случаев следовать требуется неукоснительно, используя только те цвета и шрифты, которые там представлены. И никак иначе. Вот тут и начинается самое интересное.

Для чего создавался брендбук? Для того, чтобы все корпоративные документы, особенно те, которые выходят за пределы компании были оформлены в единой стилистике, были привлекательными и аккуратными. Они должны передавать стиль компании и элементы ее культуры. Какие документы в основном должны строго следовать правилам брендбука:
  • презентации, с которыми выступают как внутри компании, так и на внешних мероприятиях; 
  • раздаточные материалы: реклама, проспекты, информация о компании и от компании; 
  • полиграфическая продукция и многое другое. 
Особенности этих документов чаще всего не предполают:
  • длительное чтение материалов с экрана компьютера; 
  • необходимость управления вниманием слушателя; 
  • необходимость на экране создавать историю. 
И еще они не предполагают много всего того, что бывает в электронном курсе. Нам в курсах нужно:
  • цветовое кодирование - тут цветов может потребоваться гораздо больше. И что важно - части нужных нам цветов просто может не быть в палитре брендбука; 
  • использование способов привлечения внимания с помощью оформления экрана, которые могут сильно выходить за рамки руководства по фирменному стилю; 
  • использование иллюстраций, на которых ограничиться только цветами брендбука просто невозможно. 
Иногда под руководством фирменного стиля курсы получаются слишком яркими или, наоборот, слишком тусклыми. Или просто невозможно работать с информацией так, чтобы слушатель на нее обратил внимание. При этом при малейшем отступлении от правил заказчик его просто не принимает.

Большинство брендбуков под e-learning просто неадаптированы, потому что они создавались для совершенно иных целей. Как быть?
  • создать самостоятельный e-learning брендбук, но и в нем нужно все тщательно продумать и оставить поле для творчества; 
  • использовать для курсов только часть рекомендаций существующего брендбука, например, про логотип и про цвета, но только для плеера курса. Все остальное же должно просто гармонировать с плеером. 
Иначе получается, что правила написанные для совершенно иных целей, явно ограничивают методистов и дизайнеров в методах работы с информацией.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела