К основному контенту

Зачем проводить анализ потребности в обучении?

Иногда кажется, что задача обучения и так очевидна - сотрудники что-то делают не так. Причина - они не знают, как делать правильно. И если мы им информацию о правильном поведении или действии дадим, то все должно встать на свои места. Или они просто не знают того, что нужно делать. И тут тоже - научим и будут делать. Как только заходит речь об анализе потребности в обучении, нам кажется, что это только лишнее время в процессе разработки курса. И времени этого у нас нет, нам срочно нужно обучить всех.

Есть прекрасная русская пословица: «7 раз отмерь, 1 раз отрежь». Ее стоит применять не только к выкройке платья или раскрою обоев, но и к созданию курсов. Можно очень быстро и легко, благо инструменты теперь позволяют, создать вполне приличный курс, с нормальной навигацией и нормальным внешним видом. И даже задания там могут хорошими. Но только, простите меня, толку от него будет - он не будет решать задачу, которая перед нами стоит.

Первый этап в создании любого курса - анализ потребности в обучении. Он дает ответы на те вопросы, от которых зависит эффективность курса и наших в него вложений.

Вопросы, без которых разработку лучше не начинать:
1) Действительно ли не хватает знаний? Или может быть дело в навыке? Может быть нужно не информировать, а тренировать? - от ответа на этот вопрос будет зависеть, сколько в курсе будет практики, а сколько теории. И какая будет практика, какие упражнения и тренажеры использовать.
2) Достаточно ли у людей мотивации делать так, как мы их хотим научить? Может быть они и так все знают, но по каким-то причинам не хотят этого делать? - Возможно, можно сделать мотивационный курс и воодушевить людей работать так, как мы хотим. А возможно ситуация обучением точно не исправится и нужны какие-то иные методы.
3) Что люди уже знают, а каких знаний не хватает? - Нет ничего хуже обязательного обучения по теме, которую ты уже знаешь. А еще если это обучение большое и длинное. Да и курс будет намного дороже, если включать в него все, что есть по теме. Сократив его в несколько раз можно сэкономить и сделать более интересное решение.

Желательно перед разработкой понять:

  • Что именно хочет получить бизнес? 
  • Что есть сейчас и как должно быть?

Ответом на последний вопрос должен быть сценарий поведения - как сейчас происходит и как будет происходить в идеальном состоянии. Тогда можно будет принимать решение о том, какой метод обучения (если это можно решить обучением) нужно использовать. Потому как одно дело проинформировать, а другое - сформировать новую привычку взамен старой. И если в первом случае простого курса со слайдам достаточно, то вот во втором нужно уникальное решение, которое убедит, что новый подход лучше старого, да еще и даст возможность потренироваться в новых действиях, создаст основу для привычки.

У Стивена Кове в книге есть хорошая фраза: «Дело нужно начинать думая о его завершении», то есть все время нужно думать о цели, которую мы хотим достичь. При разработке курса есть очень много условий, которые влияют на успешность, но одно из них наиболее важно - понимание окончательного результата и сути потребности в обучении.

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
В айбиэмовском учебнике TNA содержал три опции:
- не хватает знаний/навыков
- не хватает мотивации
- не хватает ресурсов
Петров И.Е. написал(а)…
А нужно ли определять потребности, может проблемы скрыты в менеджменте, в грамотном подходе к формированию команды, в грамотном управлении задачами и функциями в соответствии с природными талантами сотрудников. А что касается сценариев поведения то их курсами не выработаешь, тут психдизайнер нужен:), иными словами профессионал способный понимать и форсайтно управлять отношениями в коллективе...

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около