К основному контенту

Зачем проводить анализ потребности в обучении?

Иногда кажется, что задача обучения и так очевидна - сотрудники что-то делают не так. Причина - они не знают, как делать правильно. И если мы им информацию о правильном поведении или действии дадим, то все должно встать на свои места. Или они просто не знают того, что нужно делать. И тут тоже - научим и будут делать. Как только заходит речь об анализе потребности в обучении, нам кажется, что это только лишнее время в процессе разработки курса. И времени этого у нас нет, нам срочно нужно обучить всех.

Есть прекрасная русская пословица: «7 раз отмерь, 1 раз отрежь». Ее стоит применять не только к выкройке платья или раскрою обоев, но и к созданию курсов. Можно очень быстро и легко, благо инструменты теперь позволяют, создать вполне приличный курс, с нормальной навигацией и нормальным внешним видом. И даже задания там могут хорошими. Но только, простите меня, толку от него будет - он не будет решать задачу, которая перед нами стоит.

Первый этап в создании любого курса - анализ потребности в обучении. Он дает ответы на те вопросы, от которых зависит эффективность курса и наших в него вложений.

Вопросы, без которых разработку лучше не начинать:
1) Действительно ли не хватает знаний? Или может быть дело в навыке? Может быть нужно не информировать, а тренировать? - от ответа на этот вопрос будет зависеть, сколько в курсе будет практики, а сколько теории. И какая будет практика, какие упражнения и тренажеры использовать.
2) Достаточно ли у людей мотивации делать так, как мы их хотим научить? Может быть они и так все знают, но по каким-то причинам не хотят этого делать? - Возможно, можно сделать мотивационный курс и воодушевить людей работать так, как мы хотим. А возможно ситуация обучением точно не исправится и нужны какие-то иные методы.
3) Что люди уже знают, а каких знаний не хватает? - Нет ничего хуже обязательного обучения по теме, которую ты уже знаешь. А еще если это обучение большое и длинное. Да и курс будет намного дороже, если включать в него все, что есть по теме. Сократив его в несколько раз можно сэкономить и сделать более интересное решение.

Желательно перед разработкой понять:

  • Что именно хочет получить бизнес? 
  • Что есть сейчас и как должно быть?

Ответом на последний вопрос должен быть сценарий поведения - как сейчас происходит и как будет происходить в идеальном состоянии. Тогда можно будет принимать решение о том, какой метод обучения (если это можно решить обучением) нужно использовать. Потому как одно дело проинформировать, а другое - сформировать новую привычку взамен старой. И если в первом случае простого курса со слайдам достаточно, то вот во втором нужно уникальное решение, которое убедит, что новый подход лучше старого, да еще и даст возможность потренироваться в новых действиях, создаст основу для привычки.

У Стивена Кове в книге есть хорошая фраза: «Дело нужно начинать думая о его завершении», то есть все время нужно думать о цели, которую мы хотим достичь. При разработке курса есть очень много условий, которые влияют на успешность, но одно из них наиболее важно - понимание окончательного результата и сути потребности в обучении.

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
В айбиэмовском учебнике TNA содержал три опции:
- не хватает знаний/навыков
- не хватает мотивации
- не хватает ресурсов
Петров И.Е. написал(а)…
А нужно ли определять потребности, может проблемы скрыты в менеджменте, в грамотном подходе к формированию команды, в грамотном управлении задачами и функциями в соответствии с природными талантами сотрудников. А что касается сценариев поведения то их курсами не выработаешь, тут психдизайнер нужен:), иными словами профессионал способный понимать и форсайтно управлять отношениями в коллективе...

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...