К основному контенту

Почему нельзя научиться через электронный курс?

Провокационный вопрос для e-learning-блога, не так ли? Не смотря на то, что я делаю курсы, у меня на этот вопрос есть много вариантов ответов - потому что иногда курсы сделаны так, что обучиться по ним просто невозможно. Например, они очень большие.

Давайте посмотрим на очень популярную тему корпоративного обучения - тайм-менеджмент. Практически в любой СДО большой компании есть такой курс, может быть даже не один. Тема действительно очень актуальная для современного человека, особенно живущего в крупном городе. У нас у всех уже почти привычка - ничего не успевать. Это отражается на работе, накапливаются хвосты. А отсутствие таких техник как приоритезация задач не дают сотрудникам сначала делать то, что действительно важно и требует внимания. Тут нужен курс по управлению временем, потому что на тренинг всех не только дорого отправлять, но и времени на это нет.

Создается курс, в который включается стандартное для этой темы содержание. Могут быть какие-то особенности, но в целом все основные и популярные системы управления временем схожи и перекликаются друг с другом. Тут все темы от целеполагания и анализа временных затрат до делегирования и включение отдыха в распорядок дня. И все важно и достаточно интересно.

Типовое время на прохождение такого курса от 40 минут до 1 часа. Иногда 1,5 часа. Редко больше. Мы все прекрасно знаем, что курсы большего размера не работают, потому что человек теряет концентрацию, его отвлекают, да и сидеть столько перед экраном трудно.

Но само по себе время не так много значит. Важнее объем информации, который обрушивается на слушателя. Попробуем изучить типовой курс по управлению временем:
Начинаем с постановки целей. Это ок, нормально. Цели вроде есть, нужно их записать. Идем дальше. Анализ временных затрат. Так, нужно попробовать записать все, что я делаю за день. Не сегодня. Но нужно попробовать, может и правда получится. Сортировка задач на важные и неважные, срочные и несрочные. Тут нужно подумать. А их еще и ставить нужно в определенном порядке? То есть каждый день детальный план составлять? А еще... Мне кажется, что ничего у меня из этого не выйдет...

Проблема не в мотивации. А том, что человек всегда боится изменений. Мы всегда не хотим что-то менять, а тем более в тех случаях, когда требуется отказаться от привычных механизмов поведения. Все сразу - это слишком много. Любой курс по тайм-менеджменту по сути предлагает изменить образ жизни. А это сложно и страшно. Эффективность такого обучения низкая. И не потому, что курс плохой, а потому что объем измнений, который он предлагает, слишком устрашающий.

Задача решается. И хотя мы не можем на 100% застраховаться от того, что человек не будет бояться, но все же шансы есть. Не нужно делать большой курс. Нужно сделать 10-15 небольших модулей, каждый из которых будет отвечать на один вопрос, помогать решать одну задачу. И не давать эти модули сразу. Распределить их на период обучения, скажем, в течении месяца. 2-3 раза в неделю, по 5-10 минут обучения. Каждый модуль завершаем предложением подумать, попробовать, мотивацией к тому, что от применения этой техники жизнь слушателя станет легче. Потом несколько дней перерыва - осмысление, принятия и тестирование идей уже самим слушателем. Начала следующего модуля - с вопроса о том, как прошло тестирование прошлой темы. И новая порция.

Маленькими шагами перемены будут не так страшны. Время на осмысление позволит подумать, как можно применить технику в моей жизни. А если смущает время обучения, так лучше пусть оно идет чуть дольше, но зато будет работать. Не так ли? 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела