К основному контенту

Почему нельзя научиться через электронный курс?

Провокационный вопрос для e-learning-блога, не так ли? Не смотря на то, что я делаю курсы, у меня на этот вопрос есть много вариантов ответов - потому что иногда курсы сделаны так, что обучиться по ним просто невозможно. Например, они очень большие.

Давайте посмотрим на очень популярную тему корпоративного обучения - тайм-менеджмент. Практически в любой СДО большой компании есть такой курс, может быть даже не один. Тема действительно очень актуальная для современного человека, особенно живущего в крупном городе. У нас у всех уже почти привычка - ничего не успевать. Это отражается на работе, накапливаются хвосты. А отсутствие таких техник как приоритезация задач не дают сотрудникам сначала делать то, что действительно важно и требует внимания. Тут нужен курс по управлению временем, потому что на тренинг всех не только дорого отправлять, но и времени на это нет.

Создается курс, в который включается стандартное для этой темы содержание. Могут быть какие-то особенности, но в целом все основные и популярные системы управления временем схожи и перекликаются друг с другом. Тут все темы от целеполагания и анализа временных затрат до делегирования и включение отдыха в распорядок дня. И все важно и достаточно интересно.

Типовое время на прохождение такого курса от 40 минут до 1 часа. Иногда 1,5 часа. Редко больше. Мы все прекрасно знаем, что курсы большего размера не работают, потому что человек теряет концентрацию, его отвлекают, да и сидеть столько перед экраном трудно.

Но само по себе время не так много значит. Важнее объем информации, который обрушивается на слушателя. Попробуем изучить типовой курс по управлению временем:
Начинаем с постановки целей. Это ок, нормально. Цели вроде есть, нужно их записать. Идем дальше. Анализ временных затрат. Так, нужно попробовать записать все, что я делаю за день. Не сегодня. Но нужно попробовать, может и правда получится. Сортировка задач на важные и неважные, срочные и несрочные. Тут нужно подумать. А их еще и ставить нужно в определенном порядке? То есть каждый день детальный план составлять? А еще... Мне кажется, что ничего у меня из этого не выйдет...

Проблема не в мотивации. А том, что человек всегда боится изменений. Мы всегда не хотим что-то менять, а тем более в тех случаях, когда требуется отказаться от привычных механизмов поведения. Все сразу - это слишком много. Любой курс по тайм-менеджменту по сути предлагает изменить образ жизни. А это сложно и страшно. Эффективность такого обучения низкая. И не потому, что курс плохой, а потому что объем измнений, который он предлагает, слишком устрашающий.

Задача решается. И хотя мы не можем на 100% застраховаться от того, что человек не будет бояться, но все же шансы есть. Не нужно делать большой курс. Нужно сделать 10-15 небольших модулей, каждый из которых будет отвечать на один вопрос, помогать решать одну задачу. И не давать эти модули сразу. Распределить их на период обучения, скажем, в течении месяца. 2-3 раза в неделю, по 5-10 минут обучения. Каждый модуль завершаем предложением подумать, попробовать, мотивацией к тому, что от применения этой техники жизнь слушателя станет легче. Потом несколько дней перерыва - осмысление, принятия и тестирование идей уже самим слушателем. Начала следующего модуля - с вопроса о том, как прошло тестирование прошлой темы. И новая порция.

Маленькими шагами перемены будут не так страшны. Время на осмысление позволит подумать, как можно применить технику в моей жизни. А если смущает время обучения, так лучше пусть оно идет чуть дольше, но зато будет работать. Не так ли? 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...