К основному контенту

Какой рынок электронного обучения в России?

Провели сегодня хороший вебинар про анализ данных, которые собираются в СДО - очень динамичное и активное обсуждение получилось, чуть позже напишу подробности. Под конец вебинара попросила тех, кто читает блог принять активное участие в комментировании постов и пообещала написать что-то специально для этого.

И вот сразу после вебинара нашла исследование рынка e-learning и прогнозы по его развитию от западного провайдера. Что удивительно, там есть про Россию (Восточная Европа). Отдельно сказано, что именно Россия очень активно участвует на Coursera и в других MOOCs. Есть и цифры и прогнозы.
Говорят, что наш рынок e-learning растет на почти 6% в год. Правда у исследования нет методики и не рассказано толком как и откуда появились эти данные. Но не буду особенно ругаться по этому поводу, раз говорят что рынок растет :)

И вот какой у меня вопрос к вам, уважаемые читатели: Скажите, как вы считаете, в каком направлении сейчас развивается e-learning в России? В корпоративном секторе, в академическом? Чего хотят заказчики, чего хотят пользователи? Чего не хватает сейчас на рынке?

Давайте обсудим, а потом я все вместе соберу и сделаем небольшую публикацию с нашим мнением.

Комментарии

Unknown написал(а)…
Этот комментарий был удален автором.
Unknown написал(а)…
Доброе утро, как обещал на вебинаре - присоединяюсь к обсуждению. Естественно, мнение основано исключительно на своем опыте, поэтому может не совпадать с вашим или с другими :)

Проблемы, с которыми сталкивался на личном опыте - заказчики либо не хотят ничего от дистанционного обучения, либо вспоминают про него, когда очно уже сделать ничего не возможно и нужно что-нибудь быстро придумать дистанционно. Последний пример из этой серии - продукт запустили, планы по продажам выставили, сотрудники, которые должны его продавать не обучены - давайте выложим презу с вопросами и наступит счастье :)

Отсюда собственно вытекает и вторая проблема развития e-learning в корпоративной среде - отсутствие понимания у бизнеса не только принципов работы e-learning, но и обучения как такового. Или если говорить глобально - низкая ценность подразделений, отвечающих за обучение. Поэтому даже если есть эксперты, к ним редко прислушиваются и уходит масса усилий на то, чтобы достучаться и отстоять свою экспертную позицию.

В общем, какие-то глобальные проблемы я написал, но при этом, как раз с них мне кажется нужно начинать. И может если их решить, через несколько лет рынок e-learning будет расти не по 6% в год, а по 106. Потому что, я думаю, нам всем очевидно, что задел для роста на российском рынке огромный
Unknown написал(а)…
По-моему, главной проблемой ДО и ЭО в нашей стране является практически полное отсутствие какого-либо адекватного диалога академического сектора (вузов), бизнеса и корпоративного e-learning. Бизнес, к сожалению, не хочет осознавать (либо пока не готов), что без его участия проблема недостатка высококвалифицированных специалистов на отечественном рынке руда не решится. Академический сектор просто не успевает за технологическим процессом. Как сказали бы марксисты: развитие производительных сил не успевает за развитием средств производства. Корпоративный сектор, пока что (я могу очень сильно заблуждаться, поэтому прошу заранее прощения)выглядит не зрело, в нем практически отсутствуют системные решения, в целом больше похоже на кустарное производство. Это не значит, что все плохо, просто - это пока не зрелый бизнес, вот и все. Академический сектор - это другое дело, поскольку в вузах привыкли к системности и научной обоснованности любой деятельности, то там не спешат с такой же "дикой радостью" как в корпоративном секторе хвататься за любые идеи и технологии. Просто, в силу своей природы, вузовская система пока не систематизирует и не "переварит" новую технологию, будет относиться к ней с опаской. Однако, поскольку бизнес с вузами не взаимодействует, вузовские образовательные технологии лишены практической опоры в своей работы, и вынуждены готовить специалистов по своему разумению, по своему образу и подобию, а не по рыночному запросу.
Короче говоря, как мне кажется, и тот и тот сектор имеет серьезные проблемы: корпоративному сектору нужно время для обретения зрелости, а времени как всегда нет; академическому сектору нужна практика и связь с рыночной реальностью, а реальных путей к взаимодействию с бизнесом пока я не вижу. Вуз - по-прежнему, государево место.Меня наверное распнут коллеги из вузов, но, как мне кажется, только тогда, когда академический сектор лишиться государственных преференций и дотошного контроля и останется наедине с рынком, ситуация сможет измениться и вузы начнут контактировать с бизнесом. Пока что вузы живут от одной гос. подачки до другой.
Unknown написал(а)…
И еще немного о корпоративном секторе, хоть я в нем и не тружусь. Рынок большой - не спорю, есть перспективы, но только зрелый бизнес понимает необходимость развития и обучения персонала, а зрелому бизнесу нужны системные решения, а корпоративный сектор в России скорее бессистемный, сколько "экспертов" столько и мнений. Практически любой довод эксперта можно опровергнуть, поскольку большая их часть не проверенные системные решения, а всего лишь идеи, трудно проверяемые суждения и, порой даже фантазии. И еще, бизнес любит универсальные решения. Корпоративный сектор немного научился обучать стандартам и жестким навыкам, но в вопросе мягких навыков, к сожалению еще далек от совершенства.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.
У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает ч…

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло.

Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты.

1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В.
2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий.
3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных.
4. Выбирайте ответы в середине. Многие…

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сн…