К основному контенту

Учиться = возможность делать ошибки

На прошлой неделе мы опубликовали курс по Пожарной безопасности. И имели уникальную возможность посмотреть, как его проходит часть слушателей. Куда нажимают, какую кнопку ищут и где. Я увидела достаточно пугающий момент, который сильно заставил меня задуматься.

Слушатели не привыкли, что в курсе можно сделать ошибку. Мы начинаем искать место, куда можно нажать и если нажимается, то считаем, что это и есть правильный выбор. Точнее единственный, потому как зачем давать выбирать то, что правильно? Если вы посмотрите курс, то там все начинается с задания по поиску потенциальных нарушений. При этом мы сделали так, что отметить можно не только нарушения, но многое другое, что нарушением не является. При работе с курсом очень большое количество пользователей отмечали все, что можно было нажать. Потом уже в обратной связи они видели, что почти все отмеченное не является нарушением.

Что получается: во многих заданиях внутри электронного курса мы даем возможность выбрать только те варианты, которые относятся к правильному ответу. То есть в случае этого курса, правильный ответ - выбрать все потенциальные нарушения. Неправильный: выбрать то, что к нарушениям не относится и не выбрать потенциальные нарушения. Если человек в курсе не может ошибиться, то мы не можем ему показать причинно-следственную связь его действий, что будет, если если он сделает не так. А ошибаться нужно, потому что на ошибках учатся. Это же не зря говорят так - это правда жизни.

Да, это усложняет работу, потому что вариантов обратной связи будет гораздо больше. Мы должны показать и правильный ответ и неправильный и не совсем правильный. И при этом пояснить, что будет, если выбор будет такой или иной. Нужно, чтобы слушатель имел возможность сделать ошибку, посмотреть что будет при таких действиях, а потом попробовал сделать иначе.

Тут еще важно не говорить сразу верный ответ и писать "Неверно!". Мы таким способом не даем слушателю использовать свой мозг, то есть не даем подумать самому - верно или неверно такое состояние дел, как у него получилось при выбранном ответе. А раз сразу показали правильный ответ, то и думать уже не нужно.

Не нужно лишать слушателя возможности подумать. Человек должен начать думать в процессе обучения, иначе мы никогда его не научим.

А еще мы обнаружили, что многие активно ищут кнопку в правом нижнем углу. Кнопку "Следующий". Пора менять навигацию :)


Комментарии

Евгений Волков написал(а)…
А Вы слышали что-нибудь про «принцип Анны Карениной»? Он про вклад устранения ошибок в успех любого дела. См. http://evolkov.blogspot.com/2011/10/blog-post.html
Svetlana написал(а)…
Елена, а с помощью какого инструмента Вы отследили пользовательские действия в курсе?

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около