К основному контенту

Саммит разработчиков электронных курсов 2014

Завершился Саммит разработчиков электронных курсов. К этому мероприятию у меня особые чувства - именно с него начались наши конференции и семинары для специалистов по e-learning. Это было в 2008 году, 5 лет назад. Мы думали, что соберемся небольшой компанией, человек 30. А собралось почти 80 человек. И зал у нас был небольшой, на верхнем этаже здания, где был наш офис. И на обед - пироги из соседнего ресторана. Я почему-то очень хорошо запомнила день - солнечно было, тепло, март. Тогда было больше вузов, которые искали решения внедрения и развития дистанционного обучения. И говорили про все сразу: про курсы, про системы, про обучение преподавателей.

Честно говоря, я так и не поняла, как спустя 5 лет, мы оказались в отличном зале в "Северной башне", как нас стало 170 человек. Но как сказал на Саммите Владимир Наумов, если все работает, то может и не нужно понимать.

Уровень Саммита 2014 - это совершенно новый уровень содержания. Примеры, много примеров, а главное - все работают и все можно посмотреть. Дмитрий Кунин специально для своего выступления сделал небольшую игру. Это удивительно - мероприятие действительно имеет значение, если к нему так готовятся. Мы сами решили, что хотим больше, чем просто слайды и попробовали сделать небольшой курс в процессе. И что-то даже получилось.

Есть очень много идей и выводов, часть нужно еще "переварить", а что-то готова рассказать уже сейчас:
1. Геймификация - яркий тренд, который покорил многих. Интересные подходы, интересные решения. Играть любят все. Но с ним нужно быть осторожнее: не все еще понимают, не для всех игра в обучении - полезная вещь. Как и любую другую новинку использовать нужно с умом и там, где это будет оправдано и принесет наибольшую пользу.
2. Важно все время помнить о человеке, который будет проходить обучение. Важна история, важна идея, важен смысл. Но не со стороны разработчика, и не та история, которая будет интересна разработчику, а та, что будет интересна слушателю.
3. Процесс разработки курса, последовательность проектирования, дизайна, сборки, имеет очень большое значение для качественного результата. То, как мы делаем, как умеем слушать заказчика (внешнего или внутреннего), насколько внимательно делаем прототипы и пилоты, насколько качественно планируем процессе, все это - залог успеха хорошего курса.
4. Методика имеет значение. Без методики, без анализа того, как можно научить выбранную целевую группу заданной теме, без понимания того, как человек будет применять полученные знания в реальности, мы не можем сделать курс, который обеспечит желаемый результат.

Но самый главный вывод не относится к самому процессу разработки. Я убеждена, что от знаний и навыков разработчика зависит все. А качественное развитие специалиста может происходить только в профессиональной среде. Эта среда была на Саммите, там можно было спорить, обсуждать, искать решения. И такая среда нужна любому специалисту, в любой области. Когда мы создаем e-learning среду для обучения наших слушателей, мы должны для них создавать такие условия, где они смогут общаться с коллегами, обсуждать, спорить, искать решения, а самое главное - видеть, что есть единомышленники, те, кто с нами "в одной лодке".

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела