К основному контенту

Когда обучение не работает?

Плохо продают? Нужно обучить продажам! Плохо работают с клиентами? Нужно обучить клиентоориентированности! Не используют ПО? Нужно еще раз обучить им пользоваться! 

В целом, да, все логично. Потому есть очень много ситуаций, когда сотрудникам не хватает каких-то знаний (вот тут основной вопрос на самом деле), чтобы они делали то, что от них ожидается. Но чаще всего обучение сразу сработает, если сотрудники не знают информацию о продуктах компании, если они не могут назвать опции, которые клиент может получить и т.д. А во всех остальных случаях хорошо бы внимательно посмотреть и подумать, действительно ли обучение будет работать.

Начнем с того, что нужно понять, в чем проблема на самом деле. Не нужно бросаться и делать сразу курс на основе материалов тренингов или очень хорошей книги или и того и другого сразу. Потому что прежде, чем выписывать лекарство, нужно поставить диагноз. Что будем лечить? И по нашему ли профилю больной? Или его нужно отправлять в другое отделение? Более того, вполне может оказаться, что лечить никого не нужно и будет достаточно попить витамины. То есть курс не нужен, равно как и тренинг, а хватит небольшой памятки с акцентами на те места, где сотрудники чаще всего ошибки делают.

Если же все-так проблема есть, что нужно понять, в чем именно она заключается: не хватает знаний или не хватает навыка. По опыту - чаще всего не хватает именно навыков, а знаний - больше чем достаточно. Просто их применять не получается, по разным причинам. В этот момент становится понятно, какое именно обучение нужно. Или не нужно. Потому что некоторые навыки формальным обучением не передаются, нужно наставничество на рабочем месте и много-много практики.

Есть ситуации, когда нужно не обучение вовсе. Процесс плохо выстроен, ресурсов для работы не хватает, условия труда не достаточно хорошие. О последнем скажу отдельно: чем лучше условия работы, тем более комфортно человеку в целом, тогда он более расслаблен и нацелен на качественную работу. Если же ему холодно/жарко/неудобно/некомфортно, то основные мысли будут именно об этом, а не о том, как применить новые подходы в работе с клиентами. Очевидно, что тут ничего обучением не исправить.


  • Обучение не будет работать, если люди и так все знают, но не хотят использовать. И, да, в этом случае можно сделать курс, но он не должен учить, он должен вовлекать. Это другое. 
  • Обучение не будет работать, если проблема обучением не решается. Прежде, чем называть дату, когда курс будет готов, задайте сами себе вопрос: "А этому вообще можно научить?". 
  • Обучение не будет работать, когда после обучения у сотрудника не будет возможности применить новые знания в виду ограничения процесса. Например, нет смысла учить продавать смартфоны, которых привозят 3 штуки на салон раз в месяц. 
  • Обучение не будет работать, когда сотрудники перегружены разной работой и не в состоянии замедлиться и подумать о том, как применить новое. 
А еще есть очень хитрый момент, когда обучение не работает - мы учим идеальному состоянию, а на самом деле все совсем иначе. И тут нужно задать себе вопрос - если делать все так, как описано в обучении, сможет ли человек работать правильно. Или же нет? 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около