К основному контенту

Как помочь слушателям запомнить материал?

Всегда актуальный вопрос - что запомнили слушатели после обучения? Что они могут применить? Что могут хотя бы вспомнить? Запоминание - процесс очень индивидуальный. Многие исследователи стараются вывести закономерности, найти общие правила. Где-то они действительно правы, но где-то все сходятся во мнении, что каждый человек запоминает по своему. В какой-то книге я прочитала такую замечательную фразу "Every brain is wired differently" (Каждый мозг устроен по-своему, если вольно переводить). Но! Есть техники, которые помогают практически всем людям запоминать лучше, потому что они работают как раз с теми характеристиками мозга, которые у всех людей схожи.

Существует техника интервального повторения. Ее основная суть: изученное нужно повторять не сразу после обучения, а через некоторое время, примерно тогда, когда слушатель собирается забыть то, что изучал. Считается, что такая техника лучше всего работает для изучения большого объема информации.

На мой взгляд, ее хорошо применять там, где нужно изучить сложные инструкции компании, большие регламентирующие документы и то, что человек раньше не знал, а теперь должен будет использовать в работе (то есть обучение новичков). Модель организации информации в курсе по такой модели может быть следующей:
1) Вступительная информация (ролик/кейс/практическое задание);
2) Представление информации;
3) Практическое задание (кейс);
4) Интервал 2-3 недели;
5) Практическое задание (интегрированное, на практическое применение), где несколько заданий будут с подсказками, а остальные - для самостоятельного прохождения.

На данном этапе вспоминание будет максимально эффективным и нейронные связи, которые у слушателя в этот момент сформируются, буду уже намного прочнее. То есть мы такой моделью поможем человеку лучше запомнить материал, за счет интервала обращения к нему.

Таким же образом лучше всего проверять эффективность обучения по курсу. Сразу после прохождения курса большая часть его материала еще в состоянии находится в оперативной памяти. Нам же с вами нужно, чтобы информация ушла в долгосрочную память, лежала там и оттуда извлекалась под задачу. В этом случае мы ждем 2-3 недели, даем тест и смотрим, что на самом деле осталось.


Комментарии

Unknown написал(а)…
Человек запоминает лучше всего то, что: 1. Он понимает, 2. Что делает каждый день (должна быть связь с практикой), и 3. Чему он несколько раз обучал других (поэтому студентов и заставляют читать доклады и проводить презентации в группах.
Unknown написал(а)…
Человек запоминает лучше всего то, что: 1. Он понимает, 2. Что делает каждый день (должна быть связь с практикой), и 3. Чему он несколько раз обучал других (поэтому студентов и заставляют читать доклады и проводить презентации в группах).
Unknown написал(а)…
Человек запоминает лучше всего то, что: 1. Он понимает, 2. Что делает каждый день (должна быть связь с практикой), и 3. Чему он несколько раз обучал других (поэтому студентов и заставляют читать доклады и проводить презентации в группах).

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела