К основному контенту

Дать возможность взять знания

Дискуссия про открытую и закрытую навигацию в курсах - тема вечная в нашей работе. Очень часто ставится задача "закрыть" все, пока слушатель не изучит (читай - не нажмет) все на слайде. И еще одна вечная тема - в курсе должно быть все, что потенциально может быть полезным по теме. Если соединить вместе схему подачи с закрытой навигацией и большой объем материала, который весь нужно обязательно знать, то получается, что мы "заталкиваем" знания в слушателя. Мы ему сразу говорим, что ты должен все этой знать, ты должен прочитать все, ты должен пройти все так, как мы решили, что будет правильно.

Теперь несколько вопросов:

  • действительно ли мы знаем, в какой последовательности будет наиболее эффективно получать новые знания? Мы, конечно, можем все разложить последовательно и аккуратно, но у каждого человека свой мозг и своя модель мышления и мы не можем предсказать, как она работает. Вот, к примеру, читаю я тут книжку. Последовательно. Во второй главе у меня появляется вопрос, связанный с одной задачей, которую я делаю в данный момент на работе. Я открываю оглавление, смотрю, что есть в этой книжке на эту тему и начинаю читать то, что нашла. Получаю ответ на своей вопрос, применяю в работе, продолжаю читать с того места второй главы, где я остановилась. Разве можно сказать, что плохо прочитала книжку? 
  • нужно ли действительно прочитать все сразу? Есть такие темы, например, эффективная работа в команде, где все сразу будет и сложно освоить и запомнить, и применять все сразу не получится. Может быть я могу изучать частями? А самое главное - частями будет эффективнее, потому что все сразу почти никогда нельзя запомнить. 
Все это особенно сильно сказывается на обучении тех, кто уже что-то знает (или знает достаточно много). Мы не даем свободы. То есть я сама не могу принять решение относительного того, как мне лучше обучаться в данный момент. И, кстати сказать, во многом поэтому люди перестают хотеть учится - в какой-то момент они понимают, что учится так, как хочется, все равно не получится, все равно навяжут и последовательность и траекторию и все остальное. И даже активные от такого подхода перейдут в пассивных, потому что поменять ничего нельзя. 

Нужно дать возможность взять знания. Самостоятельно. Получить ответы на свои вопросы в тот момент, когда эти вопросы возникли. Можно рекомендовать траекторию прохождения, можно рекомендовать последовательность действий, но не навязывать ее каждый раз, с каждым курсом. Мы все равно ничего не добиваемся, потому что люди, которые не хотят учится, они будут просто кликать в нужные места, добиваться открытия кнопки следующий и снова кликать на все, на что нужно кликнуть. 

Вот моя идеальная модель обучения: 
- есть некое место, в котором лежат ресурсы по теме - пусть это будут небольшие учебные модули, интерактивные, с теорией и с практикой; 
- есть большой практикум, который служит и проверкой моих знаний и способом потренироваться. Этот практикум сложный, над ним нужно думать и знать материал, на основе которого он построен; 
- я, скорее всего, сразу попробую сделать практикум, потому что мне кажется, что я тему знаю (так бывает часто); 
- пробую сделать практикум, у меня не получается, причем очевидно не получается, но никто и не говорит мне, что неправильно все делаю, а говорят мне только о реальных причинно-следственных связях моих действий; 
- я иду читать/смотреть теорию и делать упражнения, но только там, где у меня есть проблемы (может быть это будет вся тема); 
- изучив то, что нужно, возвращаюсь к практикуму, который теперь прохожу применяя свежие знания. 

И получается, что это я сама решила учится. И материал мне изучать интересно, потому что у меня есть внутренний запрос на этот материал. И есть прекрасное ощущение, что после обучения я стала лучше, чем была до него. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...