К основному контенту

Дать возможность взять знания

Дискуссия про открытую и закрытую навигацию в курсах - тема вечная в нашей работе. Очень часто ставится задача "закрыть" все, пока слушатель не изучит (читай - не нажмет) все на слайде. И еще одна вечная тема - в курсе должно быть все, что потенциально может быть полезным по теме. Если соединить вместе схему подачи с закрытой навигацией и большой объем материала, который весь нужно обязательно знать, то получается, что мы "заталкиваем" знания в слушателя. Мы ему сразу говорим, что ты должен все этой знать, ты должен прочитать все, ты должен пройти все так, как мы решили, что будет правильно.

Теперь несколько вопросов:

  • действительно ли мы знаем, в какой последовательности будет наиболее эффективно получать новые знания? Мы, конечно, можем все разложить последовательно и аккуратно, но у каждого человека свой мозг и своя модель мышления и мы не можем предсказать, как она работает. Вот, к примеру, читаю я тут книжку. Последовательно. Во второй главе у меня появляется вопрос, связанный с одной задачей, которую я делаю в данный момент на работе. Я открываю оглавление, смотрю, что есть в этой книжке на эту тему и начинаю читать то, что нашла. Получаю ответ на своей вопрос, применяю в работе, продолжаю читать с того места второй главы, где я остановилась. Разве можно сказать, что плохо прочитала книжку? 
  • нужно ли действительно прочитать все сразу? Есть такие темы, например, эффективная работа в команде, где все сразу будет и сложно освоить и запомнить, и применять все сразу не получится. Может быть я могу изучать частями? А самое главное - частями будет эффективнее, потому что все сразу почти никогда нельзя запомнить. 
Все это особенно сильно сказывается на обучении тех, кто уже что-то знает (или знает достаточно много). Мы не даем свободы. То есть я сама не могу принять решение относительного того, как мне лучше обучаться в данный момент. И, кстати сказать, во многом поэтому люди перестают хотеть учится - в какой-то момент они понимают, что учится так, как хочется, все равно не получится, все равно навяжут и последовательность и траекторию и все остальное. И даже активные от такого подхода перейдут в пассивных, потому что поменять ничего нельзя. 

Нужно дать возможность взять знания. Самостоятельно. Получить ответы на свои вопросы в тот момент, когда эти вопросы возникли. Можно рекомендовать траекторию прохождения, можно рекомендовать последовательность действий, но не навязывать ее каждый раз, с каждым курсом. Мы все равно ничего не добиваемся, потому что люди, которые не хотят учится, они будут просто кликать в нужные места, добиваться открытия кнопки следующий и снова кликать на все, на что нужно кликнуть. 

Вот моя идеальная модель обучения: 
- есть некое место, в котором лежат ресурсы по теме - пусть это будут небольшие учебные модули, интерактивные, с теорией и с практикой; 
- есть большой практикум, который служит и проверкой моих знаний и способом потренироваться. Этот практикум сложный, над ним нужно думать и знать материал, на основе которого он построен; 
- я, скорее всего, сразу попробую сделать практикум, потому что мне кажется, что я тему знаю (так бывает часто); 
- пробую сделать практикум, у меня не получается, причем очевидно не получается, но никто и не говорит мне, что неправильно все делаю, а говорят мне только о реальных причинно-следственных связях моих действий; 
- я иду читать/смотреть теорию и делать упражнения, но только там, где у меня есть проблемы (может быть это будет вся тема); 
- изучив то, что нужно, возвращаюсь к практикуму, который теперь прохожу применяя свежие знания. 

И получается, что это я сама решила учится. И материал мне изучать интересно, потому что у меня есть внутренний запрос на этот материал. И есть прекрасное ощущение, что после обучения я стала лучше, чем была до него. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около