Дискуссия про открытую и закрытую навигацию в курсах - тема вечная в нашей работе. Очень часто ставится задача "закрыть" все, пока слушатель не изучит (читай - не нажмет) все на слайде. И еще одна вечная тема - в курсе должно быть все, что потенциально может быть полезным по теме. Если соединить вместе схему подачи с закрытой навигацией и большой объем материала, который весь нужно обязательно знать, то получается, что мы "заталкиваем" знания в слушателя. Мы ему сразу говорим, что ты должен все этой знать, ты должен прочитать все, ты должен пройти все так, как мы решили, что будет правильно.
Теперь несколько вопросов:
Теперь несколько вопросов:
- действительно ли мы знаем, в какой последовательности будет наиболее эффективно получать новые знания? Мы, конечно, можем все разложить последовательно и аккуратно, но у каждого человека свой мозг и своя модель мышления и мы не можем предсказать, как она работает. Вот, к примеру, читаю я тут книжку. Последовательно. Во второй главе у меня появляется вопрос, связанный с одной задачей, которую я делаю в данный момент на работе. Я открываю оглавление, смотрю, что есть в этой книжке на эту тему и начинаю читать то, что нашла. Получаю ответ на своей вопрос, применяю в работе, продолжаю читать с того места второй главы, где я остановилась. Разве можно сказать, что плохо прочитала книжку?
- нужно ли действительно прочитать все сразу? Есть такие темы, например, эффективная работа в команде, где все сразу будет и сложно освоить и запомнить, и применять все сразу не получится. Может быть я могу изучать частями? А самое главное - частями будет эффективнее, потому что все сразу почти никогда нельзя запомнить.
Все это особенно сильно сказывается на обучении тех, кто уже что-то знает (или знает достаточно много). Мы не даем свободы. То есть я сама не могу принять решение относительного того, как мне лучше обучаться в данный момент. И, кстати сказать, во многом поэтому люди перестают хотеть учится - в какой-то момент они понимают, что учится так, как хочется, все равно не получится, все равно навяжут и последовательность и траекторию и все остальное. И даже активные от такого подхода перейдут в пассивных, потому что поменять ничего нельзя.
Нужно дать возможность взять знания. Самостоятельно. Получить ответы на свои вопросы в тот момент, когда эти вопросы возникли. Можно рекомендовать траекторию прохождения, можно рекомендовать последовательность действий, но не навязывать ее каждый раз, с каждым курсом. Мы все равно ничего не добиваемся, потому что люди, которые не хотят учится, они будут просто кликать в нужные места, добиваться открытия кнопки следующий и снова кликать на все, на что нужно кликнуть.
Вот моя идеальная модель обучения:
- есть некое место, в котором лежат ресурсы по теме - пусть это будут небольшие учебные модули, интерактивные, с теорией и с практикой;
- есть большой практикум, который служит и проверкой моих знаний и способом потренироваться. Этот практикум сложный, над ним нужно думать и знать материал, на основе которого он построен;
- я, скорее всего, сразу попробую сделать практикум, потому что мне кажется, что я тему знаю (так бывает часто);
- пробую сделать практикум, у меня не получается, причем очевидно не получается, но никто и не говорит мне, что неправильно все делаю, а говорят мне только о реальных причинно-следственных связях моих действий;
- я иду читать/смотреть теорию и делать упражнения, но только там, где у меня есть проблемы (может быть это будет вся тема);
- изучив то, что нужно, возвращаюсь к практикуму, который теперь прохожу применяя свежие знания.
И получается, что это я сама решила учится. И материал мне изучать интересно, потому что у меня есть внутренний запрос на этот материал. И есть прекрасное ощущение, что после обучения я стала лучше, чем была до него.
Комментарии