К основному контенту

Как люди ищут информацию для обучения?

Совершенно случайно нашла очень интересную модель поиска информации слушателями для учебных заданий. В статье "Внутри процесса поиска", в которой представлены результаты исследований Carol C. Kuhlthau, описано, как обычно ведет себя слушатель (студент) при поиске информации для выполнения задания.

Есть 6 основных стадий:
1. Инициация - понимание задания и понимание того, что для него нужна информация;
2. Отбор - общее сканирование информационного поля по теме и определение того, в каком направлении нужно работать.
3. Исследование - освоение всех источников, которые подходят к выбранной темы и понимание, что не смотря на то, что мы сузили поисковый запрос на предыдущем этапе, у нас все равно очень много вариантов и опций.
4. Формулирование - анализ и обработка информации в конкретную и понятную задачу.
5. Сбор - отбор только тех источников, которые подходят к сформулированной задаче.
6. Действие - применение полученных знаний (в исследовании - написании научной статьи).

Автор исследования утверждает, что на каждом этапе слушатель испытывает определенные эмоции: неопределенность, энтузиазм, страх, замешательство, удовлетворение. Что интересно, что именно такие перемены в эмоциональной окраске в процессе деятельности позволяют испытать настоящую радость от сделанной работы. Когда сначала непонятно, потом страшно, а потом все все-таки получилось (особенно, если получилось хорошо).

У меня возникло желание переложить этот процесс на электронное обучение. Есть ощущение, что в части электронных курсов мы не даем человеку быть самостоятельным и самому хотя бы просто понять и ощутить поставленную задачу обучения. Нет задачи, нет потребности ее решать, не работает механизм, который анализирует и отбирает информацию под потребность, Соответствующей эмоциональной окраски тоже не получается и человек не пропускает представленную информацию через себя. То есть и не запоминает и не может потом использовать.

Вывод один: любой курс должен начинаться с действий, которые дадут слушателю возможность для себя поставить и определить задачу обучения. Тогда весь материал курса он будет изучать по примерно аналогичной модели, а действием будет применение на практике.  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около