Совершенно случайно нашла очень интересную модель поиска информации слушателями для учебных заданий. В статье "Внутри процесса поиска", в которой представлены результаты исследований Carol C. Kuhlthau, описано, как обычно ведет себя слушатель (студент) при поиске информации для выполнения задания.
Есть 6 основных стадий:
1. Инициация - понимание задания и понимание того, что для него нужна информация;
2. Отбор - общее сканирование информационного поля по теме и определение того, в каком направлении нужно работать.
3. Исследование - освоение всех источников, которые подходят к выбранной темы и понимание, что не смотря на то, что мы сузили поисковый запрос на предыдущем этапе, у нас все равно очень много вариантов и опций.
4. Формулирование - анализ и обработка информации в конкретную и понятную задачу.
5. Сбор - отбор только тех источников, которые подходят к сформулированной задаче.
6. Действие - применение полученных знаний (в исследовании - написании научной статьи).
Автор исследования утверждает, что на каждом этапе слушатель испытывает определенные эмоции: неопределенность, энтузиазм, страх, замешательство, удовлетворение. Что интересно, что именно такие перемены в эмоциональной окраске в процессе деятельности позволяют испытать настоящую радость от сделанной работы. Когда сначала непонятно, потом страшно, а потом все все-таки получилось (особенно, если получилось хорошо).
У меня возникло желание переложить этот процесс на электронное обучение. Есть ощущение, что в части электронных курсов мы не даем человеку быть самостоятельным и самому хотя бы просто понять и ощутить поставленную задачу обучения. Нет задачи, нет потребности ее решать, не работает механизм, который анализирует и отбирает информацию под потребность, Соответствующей эмоциональной окраски тоже не получается и человек не пропускает представленную информацию через себя. То есть и не запоминает и не может потом использовать.
Вывод один: любой курс должен начинаться с действий, которые дадут слушателю возможность для себя поставить и определить задачу обучения. Тогда весь материал курса он будет изучать по примерно аналогичной модели, а действием будет применение на практике.
Есть 6 основных стадий:
1. Инициация - понимание задания и понимание того, что для него нужна информация;
2. Отбор - общее сканирование информационного поля по теме и определение того, в каком направлении нужно работать.
3. Исследование - освоение всех источников, которые подходят к выбранной темы и понимание, что не смотря на то, что мы сузили поисковый запрос на предыдущем этапе, у нас все равно очень много вариантов и опций.
4. Формулирование - анализ и обработка информации в конкретную и понятную задачу.
5. Сбор - отбор только тех источников, которые подходят к сформулированной задаче.
6. Действие - применение полученных знаний (в исследовании - написании научной статьи).
Автор исследования утверждает, что на каждом этапе слушатель испытывает определенные эмоции: неопределенность, энтузиазм, страх, замешательство, удовлетворение. Что интересно, что именно такие перемены в эмоциональной окраске в процессе деятельности позволяют испытать настоящую радость от сделанной работы. Когда сначала непонятно, потом страшно, а потом все все-таки получилось (особенно, если получилось хорошо).
У меня возникло желание переложить этот процесс на электронное обучение. Есть ощущение, что в части электронных курсов мы не даем человеку быть самостоятельным и самому хотя бы просто понять и ощутить поставленную задачу обучения. Нет задачи, нет потребности ее решать, не работает механизм, который анализирует и отбирает информацию под потребность, Соответствующей эмоциональной окраски тоже не получается и человек не пропускает представленную информацию через себя. То есть и не запоминает и не может потом использовать.
Вывод один: любой курс должен начинаться с действий, которые дадут слушателю возможность для себя поставить и определить задачу обучения. Тогда весь материал курса он будет изучать по примерно аналогичной модели, а действием будет применение на практике.
Комментарии