К основному контенту

Как люди ищут информацию для обучения?

Совершенно случайно нашла очень интересную модель поиска информации слушателями для учебных заданий. В статье "Внутри процесса поиска", в которой представлены результаты исследований Carol C. Kuhlthau, описано, как обычно ведет себя слушатель (студент) при поиске информации для выполнения задания.

Есть 6 основных стадий:
1. Инициация - понимание задания и понимание того, что для него нужна информация;
2. Отбор - общее сканирование информационного поля по теме и определение того, в каком направлении нужно работать.
3. Исследование - освоение всех источников, которые подходят к выбранной темы и понимание, что не смотря на то, что мы сузили поисковый запрос на предыдущем этапе, у нас все равно очень много вариантов и опций.
4. Формулирование - анализ и обработка информации в конкретную и понятную задачу.
5. Сбор - отбор только тех источников, которые подходят к сформулированной задаче.
6. Действие - применение полученных знаний (в исследовании - написании научной статьи).

Автор исследования утверждает, что на каждом этапе слушатель испытывает определенные эмоции: неопределенность, энтузиазм, страх, замешательство, удовлетворение. Что интересно, что именно такие перемены в эмоциональной окраске в процессе деятельности позволяют испытать настоящую радость от сделанной работы. Когда сначала непонятно, потом страшно, а потом все все-таки получилось (особенно, если получилось хорошо).

У меня возникло желание переложить этот процесс на электронное обучение. Есть ощущение, что в части электронных курсов мы не даем человеку быть самостоятельным и самому хотя бы просто понять и ощутить поставленную задачу обучения. Нет задачи, нет потребности ее решать, не работает механизм, который анализирует и отбирает информацию под потребность, Соответствующей эмоциональной окраски тоже не получается и человек не пропускает представленную информацию через себя. То есть и не запоминает и не может потом использовать.

Вывод один: любой курс должен начинаться с действий, которые дадут слушателю возможность для себя поставить и определить задачу обучения. Тогда весь материал курса он будет изучать по примерно аналогичной модели, а действием будет применение на практике.  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...