К основному контенту

Правильный уровень интерактивности

Пост начала писать еще до HR&Trainings EXPO 2013, которая прошла на этой неделе. Последнее время очень часто обсуждение нового проекта начинается с вопроса "А на сколько курс будет интерактивным?". Вот именно в этот момент хочется немного остановится и задуматься о том, а насколько он должен быть таковым и где интерактивность будет нужна, а где - нет.

При определении интерактивности я всегда пользуюсь определением Майкла Аллена:
Интерактивность - это активное вовлечение слушателя (его мыслительных процессов) в мероприятия, которые позволяют подготовиться к более эффективной деятельности. 
Естественно, речь идет именно об электронном курсе, в которых мы слушателю даем возможность что-то такое сделать, что поможет ему потому делать аналогичные действия в реальной жизни. В курсе также может быть и псевдоинтерактивность, потому что по сути, любое действие, которое человек в курсе совершает - есть его общение с курсом. Почему псевдо? Если, скажем, у вас на слайде есть схема, нажимая на каждый элемент которой слушатель будет получать дополнительную информацию, то с одной стороны этот слайд интерактивный, а если смотреть по сути, то псевдоинтерактивный. Потому что здесь интерактивность используется только для того, что логично организовать информацию слайда, систематизировать материал.

Нельзя говорить о том, что псевдоинтерактивность - это плохо. Нет. Скорее наоборот. Когда слушателю нужно нажимать только кнопку "следующий" и это вся его активность в курсе, вот это скучно и грустно. Если же перед ним есть интерактивные слайды, но то он, как минимум, сам участвует в добыче информации, что тоже обучению помогает. К такому же типу информации относят практические задания, где нужно схемы собрать/разобрать, перетащить правильные слова в нужно место и т.д. Эти элементы позволяют слушателю взаимодействовать с материалом.

Хороший курс в себе должен сочетать разные форматы представления информации и общения со слушателям. И не по принципу "чем больше интерактивности, тем лучше". А по принципу методической целесообразности. То есть когда мы курс создаем, мы должны все время задавать себе 2 вопроса:

  • Каким образом слушатель будет применять эту информацию в реальной рабочей практике? 
  • Как мы можем ему помочь запомнить эту информацию, чтобы он мог потом применить ее в работе? 
И тут же смотрим на задачу обучения и на особенности целевой аудитории. Давайте на примере посмотрим.
Целевая аудитория: учим мы с вами торговых представителей (ТП). Новых, которые опыта работы в компании не имеют, да и вообще в этой области только начали работать. 
Задача обучения: Нам нужно, чтобы ТП вышли на работу и начали продавать наш товар, эффективно и по плану продаж. То есть, нам нужно обучить их и продажам (в целом и по нашему стандарту) и продуктам, потому что они про него пока еще ничего не знают. 
Давайте предположим, что у нас в компании 4-5 групп продуктов, у каждого своя целевая аудитория, свои особенности мерчендайзинга и прочие свои особенности.

Что у нас получается: ТП должны знать информацию о продуктах, чтобы потом этот продукт продавать эффективно. Значит в курсе все самое ценное и эффективное должно быть нацелено на отработку процесса продажи продуктов. То есть это или тренажер продаж или кейсы по продажам - как раз та самая интерактивность, которая помогает слушателю потом эффективно работать. И интерактивность эта должна имитировать процесс продажи, чтобы наш ТП понял, что к чему.

Но информация по продуктам нам тоже нужна, более того, прежде, чем мы пустим ТП в тренажер, мы его продуктам должны обучить. Но тут уже нам нужно сделать так, чтобы информация по продуктам была представлена в виде, в котором ее проще всего запомнить. Графические органайзеры, схемы и прочее. И небольшие псевдоинтерактивности, которые будут нацелены на помощь в запоминании материала. Скажем, нужно правильно соотнести характеристики с продуктами. При этом лучше не делать интерактивной саму подачу информации о продуктах, ее лучше расположить линейно и постепенно, потому что новичку лучше получать материал небольшими порциями. А вот если бы у нас были люди с опытом, то лучше было бы сделать курс-справочник, как раз с интерактивной подачей, где слушатель сам берет то, что считает нужным.

И вот отвечая на вопрос относительно того, насколько интерактивным должны быть курс, получается, что ответ один - все зависит... Зависит от многих факторов. Но самое главное, что в любом курсе, если мы хотим, чтобы материал не просто запомнили, но и использовали, нужна настоящая интерактивность, которая поможет сразу потренировать новые знания на практике, аналогичной то, которая будет на работе. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела