К основному контенту

Тестирование в электронном курсе

Постоянные читатели блога и те, кто со мной хоть раз лично общался на тему e-learning, точно знают, что я в целом противник классических тестов. И не смотря на то, что я изучала методологии составления эффективных тестов и в целом знаю, что это не самый плохой инструмент в обучении, никак мою позицию не меняло. Оказывается, нужно было посмотреть на это под другим углом.

Я все никак не могла понять, что же меня так в тестах смущает. Сегодня дописывала статью про разработку мобильных приложений для обучения и в числе прочего там я писала о том, что для запоминания обязательно нужна практика. И что в каждой теме обязательно должно быть упражнение, которое позволит куда-то применить новые знания. А темы в мобильном обучении - очень маленькие, не более 1-3 минут. Потому что мобильным телефоном пользуются с таким интервалом и так можно рассчитывать хоть на какое-то внимание потенциального слушателя.

Теперь смотрите, что получается. Если модуль длительностью, скажем, 2 минуты, и я его делю на 2 части - 1 минута на теорию и 1 минута на задания. Если я ставлю в качестве задания тест, то он точно будет бесполезным, потому что очевидно, что в течении 1 минуты большинство людей в состоянии удержать информацию в оперативной памяти и воспроизвести ее. Мы же в состоянии повторить только что сказанную фразу слово в слово? То есть максимум, что такой тест проверить - работу оперативной памяти.

В электронном курсе получается примерно такая же картина. Просто когда я сократила период обучения с 10-15 минут до 1-2 минут, сразу стало очевидно, в чем проблема. И вот снова смотрим, что у нас получается в e-learning: у нас есть курс, в нем, например, 3 модуля, примерно по 15 минут изучения. Если после каждого модуля у нас стоит именно тест, который спроектирован с позиции проверки запоминания информации, то мне, слушателю, достаточно просто этот тест пройти, даже по визуальному ключу. У меня лично неплохая зрительная память и я могу вспомнить формулировку по верстке или по сочетанию длинных и коротких слов в предложении.
То есть при условии, что слушатель был хоть немного внимательным, он точно тест сдает. Теперь смотрим на итоговый тест. С ним ситуация будет немного иная: 
- если человек весь курс проходит в один день, сразу, то получается, что часть информации, а именно последний модуль, он отвечает на основе свежей информации в оперативной памяти, что-то из первых двух модулей также, остальное - зависит от развития памяти. Но точно не из долгосрочной памяти, потому что еще очень мало времени прошло и туда еще ничего не попало. 
- если же курс проходится в несколько этапов, то все будет зависеть от того, насколько в интервалах между обучением человек применял полученные знания. Если да, то тест действительно будет работать, потому что он будет обращаться к долгосрочной памяти, если нет, то максимум, с чем мы будем работать - это образы и некоторые шаблоны (может быть даже визуальные), по которым человек будет вспоминать ранее изученное. 

К чему я все это - тесты могут очень хорошо работать, если их дать проходить через некоторое время после обучение и после того, как человек знания начал применять. Тогда по тесту мы действительно можем сказать, знает он что-то или нет. Если мы проверяем сразу, то мы проверяем оперативную память. Если не сразу, но и практики не было, но получается аналог нашего госэкзамена в университетах, когда заставляют наизусть вспоминать то, что еще не применялось (студент очного отделения имеет полное право не работать по специальности) и то, что может и применить никуда нельзя (к примеру, бесчисленные определения терминов). То есть да, по тесту можно понять, знает человек или нет, но нужны условия и своевременное проведение. 

Сторонники и противники тестирования, что вы думаете? Очень интересно, как вы отнеслись к моим размышлениям? 

Комментарии

Vladimir Naumov написал(а)…
Самая очевидное решение, лежащее на поверхности - эвритстичское обучение, когда пользователь обратает новое знание в диалоге со специально подготовленным для этого уч.материалом
Yury написал(а)…
Тихомиров Юрий Валентинович, профессор кафедры физики МГТУГА. Большое спасибо за то, что Вы обратили внимание на эту очень важную сторону eLearning. Без определения освоил\не освоил обучаемый учебный материал нет обучения. Тестирование есть название одного из способов этого определения. При компьютерном тестировании можно контролировать освоение любого объема материала, вплоть до самого малого. Важно обеспечить достоверность. Периодичность контроля (тестирования) зависит от поставленной задачи. Я применяю тестовые задания и сразу после предъявления небольшого элемента материала, и после изучения темы, раздела и т.п. (тесты из нескольких заданий). Главное - достоверность результата. Освоил - воспроизвел ("знание" по Блуму). Это первый этап в обучении. Сумел использовать - второй этап ("умение"). Только тестовые задания с выбором ответа не обеспечивают достоверность. Для этого есть тесты на конструирование ответа из слов, словосочетаний и других элементов. На их основе построен электронный курс физики.
Unknown написал(а)…
Разработка теста требует использования достаточно большой контрольной группы; оценивания валидности и надежности; отбраковки заданий, которые не удовлетворяют требованиям по показателям качества - корреляции, сложности и т. д. Далеко не всегда есть возможность все это реализовать. Но без этого результатам тестирования трудно доверять.
Кроме того, сами результаты являются статистической величиной. Они имеют смысл если стандартная погрешность итогового балла мала по сравнению с общим диапазоном варьирования оценок.
Тем не менее, если тест качественный и используется по назначению, он полезен. желательно сочетать тесты с другими формами контроля. Например, с помощью тестов проверять знание основ, а с помощью собеседования, решения задач, выполнения практических заданий и т. п. оценивать глубину понимания материала и умение его практического использования.
Елена Григорьева написал(а)…
Елена Григорьева, хочу поделиться личным опытом в качестве слушателя. Дистанционно обучалась по программе "ПО SMART-технологии". И никак не могла понять, ПОЧЕМУ вопросы и задания преподаватель составляет не по предыдущему занятию (что казалось таким очевидным), а по занятиям, которые прошли еще раньше. Схема примерно такая: после 4 занятия были вопросы и практические задания из 1 и 2 занятий. После 5 занятия - вопросы из 2 и 3 занятий + пару вопросов из 1 занятия. Как говорится: материал должен отлежаться! Приходилось напрягаться, вспоминать материал, поднимать записи, что не вспоминалось, разбирать заново. Но результат лучше: тот материал, что память запомнила и который был отработан на практике, во время теста, даже спустя время, обучающийся и понимает, и воспроизводит.
Unknown написал(а)…
Здесь приведены некоторые примеры, подтверждающие важность учета качественных характеристик тестовых заданий на примере украинского внешнего независимого оценивания: http://education-ua.org/ua/articles/107-naskilki-yakisnimi-e-testi-zno

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела