Я поняла, в чем самое большое преимущество отпуска! Отвлекаешься от проектов, немного забываешь о чем речь внутри каждого курса и садишься смотреть созданное. И смотришь глазами человека, который его никогда не видел (особенно, если курс собирали за время отпуска и ничего кроме сценария на момент отъезда еще не было). То есть смотрим курс глазами слушателя. И сразу видно то, что может не увидеть разработчик, который уже раз 10 менял варианты представления, который уже материал знает наизусть и который уже, как бы это ни было грустно, сформировал у себя в голове стереотип.
Посмотрев глазами слушателя сразу видно:
1) "О чем этот слайд?" - слайд без заголовка, без названия и без фокуса внимания на то, что именно нужно изучить, понять, запомнить. Материала много, что и зачем - непонятно.
2) "Зачем вообще мне это нужно?" - нет подводки к теме и обоснования, почему мне стоит следующие 5/10/15 минут потратить на чтение, прослушивание и просмотр. Станет ли моя жизнь от этого лучше?
3) "А что делать дальше?" - анимация, звук, текст, анимация, звук, текст и так далее, все постепенно появляется на экране, одна мысль сменяет другую. И вдруг тишина. Зависло? Загружается? Не работает??? Спасет или полоса состояния проигрывания слайда или же появления некоторого указателя над кнопкой "Далее" или любой другой, по которой будет происходить переход дальше. Или же меняем слайды автоматом, но я этого не люблю, человек теряет контроль.
4) "А что в итоге нужно сделать?" - текста много, много пояснений и убеждений, а вот "делай раз, делай два" - нет. А мне, слушателю, только это и нужно, в конечном счете. В конце каждого блока слайдов/экранов нужны выводы о том, что нужно сделать, как, в какой последовательности. Чтобы в сухом остатке было только то, что по делу. Кстати, и в конце курса тоже стоит сделать не просто выводы, а что именно от меня теперь ожидается, как делать, как жить.
5) "Как все это связано?" - тут я сразу вспомнила, как мы делали курс по управлению рисками, где мне в какой-то момент пришлось переписывать сценарий. И у меня был только один вопрос - какое отношение имеют эти теории и методики и правила к тому, чему меня (точнее слушателя) хотят научить. Нужна не просто карта курса, а логическая связка, что к чему и зачем. И показывать ее нужно после каждого тематически завершенного блока. Чтобы слушатель не просто один раз увидел, но и постоянно понимал, зачем ему то, что он только что изучил и зачем то, что ему изучать дальше. Кстати, это очень хороший способ проверить курс на лишний материал - если нельзя обосновать, зачем материал в курсе и поставить его в общую логику представления, то с очень большой вероятностью материал просто лишний.
И да, посмотрите за человеком, который в кресле слушателя проходит курс - куда он пытается нажать, куда нажимает зря, где ищет кнопку, которой на самом деле нет. А лучше - снимите на камеру, чтобы потом внимательно изучить. Лучше всего воспользоваться шведским принципом создания пешеходных дорожек: строится район, дорожек нет, люди заселяются, начинают ходить, где более протоптано за полгода - там и кладут дорожки. И они там удобнее, потому что люди их выбрали сами.
Посмотрев глазами слушателя сразу видно:
1) "О чем этот слайд?" - слайд без заголовка, без названия и без фокуса внимания на то, что именно нужно изучить, понять, запомнить. Материала много, что и зачем - непонятно.
2) "Зачем вообще мне это нужно?" - нет подводки к теме и обоснования, почему мне стоит следующие 5/10/15 минут потратить на чтение, прослушивание и просмотр. Станет ли моя жизнь от этого лучше?
3) "А что делать дальше?" - анимация, звук, текст, анимация, звук, текст и так далее, все постепенно появляется на экране, одна мысль сменяет другую. И вдруг тишина. Зависло? Загружается? Не работает??? Спасет или полоса состояния проигрывания слайда или же появления некоторого указателя над кнопкой "Далее" или любой другой, по которой будет происходить переход дальше. Или же меняем слайды автоматом, но я этого не люблю, человек теряет контроль.
4) "А что в итоге нужно сделать?" - текста много, много пояснений и убеждений, а вот "делай раз, делай два" - нет. А мне, слушателю, только это и нужно, в конечном счете. В конце каждого блока слайдов/экранов нужны выводы о том, что нужно сделать, как, в какой последовательности. Чтобы в сухом остатке было только то, что по делу. Кстати, и в конце курса тоже стоит сделать не просто выводы, а что именно от меня теперь ожидается, как делать, как жить.
5) "Как все это связано?" - тут я сразу вспомнила, как мы делали курс по управлению рисками, где мне в какой-то момент пришлось переписывать сценарий. И у меня был только один вопрос - какое отношение имеют эти теории и методики и правила к тому, чему меня (точнее слушателя) хотят научить. Нужна не просто карта курса, а логическая связка, что к чему и зачем. И показывать ее нужно после каждого тематически завершенного блока. Чтобы слушатель не просто один раз увидел, но и постоянно понимал, зачем ему то, что он только что изучил и зачем то, что ему изучать дальше. Кстати, это очень хороший способ проверить курс на лишний материал - если нельзя обосновать, зачем материал в курсе и поставить его в общую логику представления, то с очень большой вероятностью материал просто лишний.
И да, посмотрите за человеком, который в кресле слушателя проходит курс - куда он пытается нажать, куда нажимает зря, где ищет кнопку, которой на самом деле нет. А лучше - снимите на камеру, чтобы потом внимательно изучить. Лучше всего воспользоваться шведским принципом создания пешеходных дорожек: строится район, дорожек нет, люди заселяются, начинают ходить, где более протоптано за полгода - там и кладут дорожки. И они там удобнее, потому что люди их выбрали сами.
Комментарии