К основному контенту

В кресле слушателя и шведский принцип пешеходных дорожек

Я поняла, в чем самое большое преимущество отпуска! Отвлекаешься от проектов, немного забываешь о чем речь внутри каждого курса и садишься смотреть созданное. И смотришь глазами человека, который его никогда не видел (особенно, если курс собирали за время отпуска и ничего кроме сценария на момент отъезда еще не было). То есть смотрим курс глазами слушателя. И сразу видно то, что может не увидеть разработчик, который уже раз 10 менял варианты представления, который уже материал знает наизусть и который уже, как бы это ни было грустно, сформировал у себя в голове стереотип.

Посмотрев глазами слушателя сразу видно:
1) "О чем этот слайд?" - слайд без заголовка, без названия и без фокуса внимания на то, что именно нужно изучить, понять, запомнить. Материала много, что и зачем - непонятно.
2) "Зачем вообще мне это нужно?" - нет подводки к теме и обоснования, почему мне стоит следующие 5/10/15 минут потратить на чтение, прослушивание и просмотр. Станет ли моя жизнь от этого лучше?
3) "А что делать дальше?" - анимация, звук, текст, анимация, звук, текст и так далее, все постепенно появляется на экране, одна мысль сменяет другую. И вдруг тишина. Зависло? Загружается? Не работает??? Спасет или полоса состояния проигрывания слайда или же появления некоторого указателя над кнопкой "Далее" или любой другой, по которой будет происходить переход дальше. Или же меняем слайды автоматом, но я этого не люблю, человек теряет контроль.
4) "А что в итоге нужно сделать?" - текста много, много пояснений и убеждений, а вот "делай раз, делай два" - нет. А мне, слушателю, только это и нужно, в конечном счете. В конце каждого блока слайдов/экранов нужны выводы о том, что нужно сделать, как, в какой последовательности. Чтобы в сухом остатке было только то, что по делу. Кстати, и в конце курса тоже стоит сделать не просто выводы, а что именно от меня теперь ожидается, как делать, как жить.
5) "Как все это связано?" - тут я сразу вспомнила, как мы делали курс по управлению рисками, где мне в какой-то момент пришлось переписывать сценарий. И у меня был только один вопрос - какое отношение имеют эти теории и методики и правила к тому, чему меня (точнее слушателя) хотят научить. Нужна не просто карта курса, а логическая связка, что к чему и зачем. И показывать ее нужно после каждого тематически завершенного блока. Чтобы слушатель не просто один раз увидел, но и постоянно понимал, зачем ему то, что он только что изучил и зачем то, что ему изучать дальше. Кстати, это очень хороший способ проверить курс на лишний материал - если нельзя обосновать, зачем материал в курсе и поставить его в общую логику представления, то с очень большой вероятностью материал просто лишний.

И да, посмотрите за человеком, который в кресле слушателя проходит курс - куда он пытается нажать, куда нажимает зря, где ищет кнопку, которой на самом деле нет. А лучше - снимите на камеру, чтобы потом внимательно изучить. Лучше всего воспользоваться шведским принципом создания пешеходных дорожек: строится район, дорожек нет, люди заселяются, начинают ходить, где более протоптано за полгода - там и кладут дорожки. И они там удобнее, потому что люди их выбрали сами. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.
У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает ч…

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло.

Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты.

1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В.
2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий.
3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных.
4. Выбирайте ответы в середине. Многие…

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сн…