К основному контенту

Курс для тех, кто знает

Предположим очень простую ситуацию - компания вступила в эпоху серьезных изменений и меняет большое количество внутренних процессов. В компании есть сотрудники, которые работают там уже давно, скажем, больше 5 лет. Свое дело хорошо знают, компанию свою в целом любят. Но теперь им нужно работать иначе и нужно их этому "иначе" обучить.

Для начала нужно постоянно помнить, что ни в коем случае нельзя их начинать учить с самого начала. Они опытные, знают много и будут просто очень разочарованы, если им придется в обучении начинать с определений и базовых понятий. Не стоит использовать необходимость как повод у всех подровнять знания.

Теперь нужно понять, с чего начинать. А начинать нужно с самого главного - с ответов на вопросы:

  • почему изменения произошли?
  • почему так лучше, чем то, что было? 
  • в чем плюсы для меня (слушателя)?
Такое пояснение должно быть сделано с учетом уровня знаний целевой аудитории, особенности их работы и особенностей их отношения к работе. Коротко, по делу, с уверенностью. Как правило, тут нужно все делать строго и без завитушек. 

Следующая задача - показать основные изменения в сравнении с тем, что уже было. Для описанной целевой аудитории задачей будет не научиться, а переучиться, потому что они уже долгое время работали по одной модели и теперь от нее, как от вредной привычки, нужно будет отказаться. Это трудно, порой неприятно. Поэтому мы с вами должны мозгу слушателей помочь и провести линии "было-стало", то есть привязать новое к тому, что в голове у человека есть и давно уложилось. 

Сначала изменения показываем в общем, затем переходим к деталям. Представляем небольшими частями, с небольшими практикумами. Причем практикумы тут должны стоять на первом месте, потому что имеет смысл даже давать возможность догадаться: что поменялось в новом варианте. Такой подход поможет больше запомнить. И если неправильно, то говорим что именно не так, и почему нужно иначе делать. Если правильно - говорим, что верно, и почему верно. 

То есть мы не учим, а даем понять самим. Если наши слушатели, которые и так уже много знают, сами поймут, как именно им работать по новому процессу или по новым правилам, то запомнят они гораздо больше. И даем ошибиться, и даем сделать по привычке и понять, почему по привычке неправильно в новых условиях. 

Если кратко, для целевой аудитории, где люди действительно хорошо знают свою тему, но по каким-то причинам должны переучиваться, нужно: 
  • показывать "было-стало", с примерами из практики; 
  • давать сначала практику и возможность догадываться (только задания должны быть достаточно сложными, чтобы люди задумывались); 
  • постоянно показывать причинно-следственную связь; 
  • давать ошибаться как можно больше, чтобы набить шишки и на повторениях в курсе сформировать основу для будущей новой привычки. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...