К основному контенту

Курс для тех, кто знает

Предположим очень простую ситуацию - компания вступила в эпоху серьезных изменений и меняет большое количество внутренних процессов. В компании есть сотрудники, которые работают там уже давно, скажем, больше 5 лет. Свое дело хорошо знают, компанию свою в целом любят. Но теперь им нужно работать иначе и нужно их этому "иначе" обучить.

Для начала нужно постоянно помнить, что ни в коем случае нельзя их начинать учить с самого начала. Они опытные, знают много и будут просто очень разочарованы, если им придется в обучении начинать с определений и базовых понятий. Не стоит использовать необходимость как повод у всех подровнять знания.

Теперь нужно понять, с чего начинать. А начинать нужно с самого главного - с ответов на вопросы:

  • почему изменения произошли?
  • почему так лучше, чем то, что было? 
  • в чем плюсы для меня (слушателя)?
Такое пояснение должно быть сделано с учетом уровня знаний целевой аудитории, особенности их работы и особенностей их отношения к работе. Коротко, по делу, с уверенностью. Как правило, тут нужно все делать строго и без завитушек. 

Следующая задача - показать основные изменения в сравнении с тем, что уже было. Для описанной целевой аудитории задачей будет не научиться, а переучиться, потому что они уже долгое время работали по одной модели и теперь от нее, как от вредной привычки, нужно будет отказаться. Это трудно, порой неприятно. Поэтому мы с вами должны мозгу слушателей помочь и провести линии "было-стало", то есть привязать новое к тому, что в голове у человека есть и давно уложилось. 

Сначала изменения показываем в общем, затем переходим к деталям. Представляем небольшими частями, с небольшими практикумами. Причем практикумы тут должны стоять на первом месте, потому что имеет смысл даже давать возможность догадаться: что поменялось в новом варианте. Такой подход поможет больше запомнить. И если неправильно, то говорим что именно не так, и почему нужно иначе делать. Если правильно - говорим, что верно, и почему верно. 

То есть мы не учим, а даем понять самим. Если наши слушатели, которые и так уже много знают, сами поймут, как именно им работать по новому процессу или по новым правилам, то запомнят они гораздо больше. И даем ошибиться, и даем сделать по привычке и понять, почему по привычке неправильно в новых условиях. 

Если кратко, для целевой аудитории, где люди действительно хорошо знают свою тему, но по каким-то причинам должны переучиваться, нужно: 
  • показывать "было-стало", с примерами из практики; 
  • давать сначала практику и возможность догадываться (только задания должны быть достаточно сложными, чтобы люди задумывались); 
  • постоянно показывать причинно-следственную связь; 
  • давать ошибаться как можно больше, чтобы набить шишки и на повторениях в курсе сформировать основу для будущей новой привычки. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около