Предположим очень простую ситуацию - компания вступила в эпоху серьезных изменений и меняет большое количество внутренних процессов. В компании есть сотрудники, которые работают там уже давно, скажем, больше 5 лет. Свое дело хорошо знают, компанию свою в целом любят. Но теперь им нужно работать иначе и нужно их этому "иначе" обучить.
Для начала нужно постоянно помнить, что ни в коем случае нельзя их начинать учить с самого начала. Они опытные, знают много и будут просто очень разочарованы, если им придется в обучении начинать с определений и базовых понятий. Не стоит использовать необходимость как повод у всех подровнять знания.
Теперь нужно понять, с чего начинать. А начинать нужно с самого главного - с ответов на вопросы:
Для начала нужно постоянно помнить, что ни в коем случае нельзя их начинать учить с самого начала. Они опытные, знают много и будут просто очень разочарованы, если им придется в обучении начинать с определений и базовых понятий. Не стоит использовать необходимость как повод у всех подровнять знания.
Теперь нужно понять, с чего начинать. А начинать нужно с самого главного - с ответов на вопросы:
- почему изменения произошли?
- почему так лучше, чем то, что было?
- в чем плюсы для меня (слушателя)?
Такое пояснение должно быть сделано с учетом уровня знаний целевой аудитории, особенности их работы и особенностей их отношения к работе. Коротко, по делу, с уверенностью. Как правило, тут нужно все делать строго и без завитушек.
Следующая задача - показать основные изменения в сравнении с тем, что уже было. Для описанной целевой аудитории задачей будет не научиться, а переучиться, потому что они уже долгое время работали по одной модели и теперь от нее, как от вредной привычки, нужно будет отказаться. Это трудно, порой неприятно. Поэтому мы с вами должны мозгу слушателей помочь и провести линии "было-стало", то есть привязать новое к тому, что в голове у человека есть и давно уложилось.
Сначала изменения показываем в общем, затем переходим к деталям. Представляем небольшими частями, с небольшими практикумами. Причем практикумы тут должны стоять на первом месте, потому что имеет смысл даже давать возможность догадаться: что поменялось в новом варианте. Такой подход поможет больше запомнить. И если неправильно, то говорим что именно не так, и почему нужно иначе делать. Если правильно - говорим, что верно, и почему верно.
То есть мы не учим, а даем понять самим. Если наши слушатели, которые и так уже много знают, сами поймут, как именно им работать по новому процессу или по новым правилам, то запомнят они гораздо больше. И даем ошибиться, и даем сделать по привычке и понять, почему по привычке неправильно в новых условиях.
Если кратко, для целевой аудитории, где люди действительно хорошо знают свою тему, но по каким-то причинам должны переучиваться, нужно:
- показывать "было-стало", с примерами из практики;
- давать сначала практику и возможность догадываться (только задания должны быть достаточно сложными, чтобы люди задумывались);
- постоянно показывать причинно-следственную связь;
- давать ошибаться как можно больше, чтобы набить шишки и на повторениях в курсе сформировать основу для будущей новой привычки.
Комментарии